0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГОСТ по проверке пожарной сигнализации

Регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты в 2021 году

С января 2021 года в России действуют новые правила противопожарного режима. Они утверждены Постановлением Правительства РФ № 1479, распространяются на все виды объектов, предприятий, систем и мер противопожарной защиты. Основной объем требований по противопожарному режиму не изменился или был незначительно уточнен, по сравнению с ранее действовавшим Постановлением № 390. Одним из важнейших нововведений стала обязанность руководителя организации разработать и утвердить регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты.

Читайте в статье, что представляет собой регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты, кто обязан его разрабатывать, где взять образец документа и как правильно его заполнить.

  1. Изменения в правилах противопожарного режима 2021 года
  2. Что такое регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты
  3. На кого возложена обязанность оформлять регламенты
  4. Можно ли сделать самостоятельно
  5. Нормативные акты для разработки регламента
  6. Кто проверяет правильность оформления регламентов на системы противопожарной защиты
  7. Как правильно разработать и утвердить регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты
  8. Форма и образец регламента
  9. Список полезных документов
  10. Правила эксплуатации
  11. Правила и периодичность ремонта, технического обслуживания
  12. Порядок и периодичность проверок систем противопожарной защиты
  13. Утверждение и регистрация регламента
  14. Заключение

Изменения в правилах противопожарного режима 2021 года

Правила противопожарного режима устанавливают обязательные требования по следующим направлениям:

  • по документам в сфере пожарной безопасности, которые нужно разработать и применять при эксплуатации объекта;
  • по разовым или постоянным мероприятиям, которые нужно обеспечить для противопожарной защиты;
  • по особенностям эксплуатации, проверок, обслуживания и ремонта технических средств, установок и систем защиты.
  • Правила обязаны применять руководители предприятий всех форм собственности, от муниципальных учреждений до коммерческих структур.

С 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима. Это связано с проведением в России «регуляторной гильотины», т.е. отменой или корректировкой нормативных актов, содержащих избыточные требования для бизнеса, граждан. В новых правилах были отменены некоторые требования, которые несущественно влияли на противопожарную защиту объектов.

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

Одновременно в Постановлении № 1479 появилось несколько новых требований, которые наверняка осложнят работу любого руководителя:

  • на руководителя организации возлагается обязанность разработать и утвердить регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты;
  • с января 2021 года обязательно ведутся журналы эксплуатации систем защиты (в них фиксируется каждая плановая и внеочередная проверка систем);
  • инструкции по пожарной безопасности объектов необходимо дополнить новыми разделами (например, по обеспечению доступа спасателей на объект, по алгоритму использования систем входа и выхода из здания, и т.д.);
  • скорректированы нормы обеспечения объекта огнетушителями;
  • введены дополнительные запреты и ограничения на использование подвалов и цокольных этажей для ведения деятельности.

Есть и еще ряд новелл, которые распространяются на отдельные виды объектов или систем защиты.

Комментарий эксперта. Принципиально новым требованием стала разработка и утверждение регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты. При этом в Постановлении № 1479 нет ни слова о форме и содержании этого документа. Несмотря на это, отсутствие каждого обязательного документа по пожарной безопасности повлечет штраф и предписание при проверках МЧС. Поэтому регламент нужно разрабатывать незамедлительно, пока госпожнадзор не пришел с проверкой на ваше предприятие.

Основные понятия для разработки регламента на системы противопожарной защитыОписание
Исправное состояние системы противопожарной защитыСостояние системы противопожарной защиты, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Мониторинг системы противопожарной защитыНепрерывно осуществляемый автоматизированный сбор данных, наблюдение за техническими параметрами системы противопожарной защиты, выполнением системой противопожарной защиты или ее отдельными элементами своих функциональных задач в целях фиксации и последующей аналитической обработки получаемой информации для подготовки необходимых решений по предупреждению и ликвидации негативных последствий, связанных с повреждением или неисправностью системы противопожарной защиты
Ремонт системы противопожарной защитыКомплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса системы противопожарной защиты и/или ее составных частей.
Техническое обслуживание; ТО системы противопожарной защитыКомплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию исправного состояния (исправности, работоспособности) системы противопожарной защиты при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Что такое регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты

Регламент – это документ, локальный акт предприятия. Он может разрабатываться по различным направлениям деятельности компании. Согласно п. 54 Постановления № 1479, с января 2021 года у каждой организации, где есть системы противопожарной защиты, должен быть регламент на их эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Таким образом, регламент может разрабатываться:

  • на пожарно-охранную сигнализацию;
  • на систему оповещения и управления эвакуацией;
  • на технические установки пожаротушения;
  • на внутренний пожарный водопровод;
  • по другим системам, используемых на объектах;
  • сразу на все системы защиты, которые установлены на объекте.

Постановление № 1479 не обязывает делать отдельный регламент под каждую систему. Более того, в одном документе проще описать требования, которые одинаковы или несущественно отличаются для разных систем. Так как системы защиты обеспечивают безопасность объекта в комплексе, можно иметь единый регламент.

Одновременно с регламентом нужно применять журналы учета технического обслуживания и ремонта систем защиты.

На кого возложена обязанность оформлять регламенты

Такая обязанность по новым правилам предусмотрена для руководителя организации. Даже если он передаст полномочия по разработке документов подчиненным, за нарушения или отсутствие регламента к ответственности будут привлекать директора.

Незнание закона не освобождает от наказания. Поэтому если у вас еще не проведена работа по подготовке регламента и журналов эксплуатации систем защиты, нужно сделать это незамедлительно. Помощь в разработке всех документов по пожарной безопасность окажут эксперты ООО Смарт Вэй.

Можно ли сделать самостоятельно

Для обеспечения надлежащей противопожарной защиты можно привлекать экспертные организации и частных специалистов, аудиторов, инженеров, проектировщиков. В отношении регламента регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем защиты тоже нет запрета на привлечение экспертов. Более того, помощь специалистов гарантирует, что при подготовке документа будут учтены все технические особенности системы, требования производителя и проектировщика, нормы пожарной безопасности.

Что оформить регламент на системы противопожарной защиты. воспользуйтесь услугами наших экспертов. Мы гарантируем, все регламент будет точно соответствовать состоянию защиты вашего объекта, не вызовет замечаний у инспекторов госпожнадзора.

Акт проверки работоспособности пожарной сигнализации

Формирование акта проверки работоспособности пожарной сигнализации является обязательным документом, сопровождающим контрольные мероприятия в отношении пожарных систем.

Где устанавливаются пожарные сигнализации и зачем они нужны

Область применения пожарных сигнализации практически безгранична. Однако существуют места, в которых их установка должна производиться в обязательном порядке:

  • детские учреждения (садики, школы и прочие учебные заведения);
  • больницы и поликлиники;
  • административные здания;
  • магазины;
  • торговые и офисные центры;
  • кинотеатры.

То есть, по сути, все те помещения, здания и сооружения, где собирается большое количество людей одновременно.

Роль пожарных сигнализаций переоценить невозможно – при серьезной нагрузке на электрические сети, которые очень часто испытывают коммуникации (большое количество одновременно включенных приборов, яркое освещение и т.д.), своевременная подача сигнала тревоги может предотвратить самые серьезные последствия.

Именно поэтому условия установки и обслуживания пожарных систем, в том числе и пожарных сигнализаций, регламентируются законом и должны исполняться строжайшим образом.

Кто может устанавливать и обслуживать пожарную сигнализацию

Работа по установке и дальнейшем сопровождении пожарных сигнализаций разрешается не всем.

Допуск имеют только специальные лицензированные организации, сотрудники которых прошли профессиональную подготовку.

При этом еще на этапе ввода здания в эксплуатацию пожарная сигнализация должна пройти «экзамен» со стороны Государственного пожарного контроля, а впоследствии все действия с данными приборами должны осуществляться с соблюдением определенных требований и стандартов.

Проведение проверок

Проверка установленной пожарной сигнализации должна производиться с определенной периодичностью.

При этом мероприятии обязаны присутствовать как минимум две стороны: представитель организации, обслуживающий данный объект, и сотрудник предприятия, во владении которого находится здание или помещение с пожарной сигнализацией. При необходимости состав комиссии может быть расширен за счет сторонних экспертов.

Зачем нужен акт о проверке

Каждый раз контрольные работы должны сопровождаться составлением соответствующего акта. В нем фиксируются:

  • сам факт проверки;
  • состояние приборов;
  • выявленные поломки, недостатки и прочие дефекты.

В процессе проверки также оцениваются степень износа пожарной сигнализации, риски при ее дальнейшей эксплуатации и предлагаются меры по устранению недочетов с установкой конкретных сроков.

Акт является очень важным документом, он свидетельствует о том, что работы по обслуживанию пожарной сигнализации проводятся своевременно и в полном объеме.

Также его наличие позволяет, в случае проверок сотрудниками надзорных ведомств, избежать возможных штрафных санкций.

Особенности составления акта

Обязательного к применению, унифицированного образца акта проверки работоспособности пожарной сигнализации нет, поэтому сотрудники предприятий и организаций могут каждый раз при надобности либо составлять акт в свободной форме, либо, если в компании есть разработанный и утвержденный шаблон документа – писать акт по его образцу. При этом единственное, что нужно соблюдать – чтобы по своему составу акт отвечал некоторым нормам делопроизводства, а по тексту – включал в себя ряд определенных данных.

Заполнение шапки акта

В «шапке», в частности, следует всегда указывать:

  • наименование документа, место и дату его составления;
  • комиссию, которая проводила проверку пожарной сигнализации – можно ограничиться названиями организаций, но при необходимости следует вписать должности, имена-фамилии-отчества конкретных работников, участвующих в контрольных мероприятиях.

Заполнение основной части акта

В основной части нужно:

  • удостоверить факт проведения проверки;
  • написать наименование организации – владельца пожарной сигнализации и адрес, по которому она установлена;
  • дать ссылку на договор, в соответствии с которым осуществляются проверочные работы.

При желании в акт можно вписать и другую информацию (например, более подробно расписать данные о пожарной сигнализации, результатах ее обследования).

К формированию акта надо относиться очень внимательно, стараясь не допускать ошибок, неточностей и уж тем более не вписывать в документ непроверенные или заведомо ложные данные, т.к. они впоследствии могут привести к серьезному наказанию со стороны надзорных органов.

На что обратить внимание при оформлении

В определении законности документа то, как именно оформлен акт, значения практически не имеет. Он может быть написан на фирменном бланке или же на обычном листе любого удобного формата, набран на компьютере или же составлен в рукописном виде.

Проследить нужно только за тем, чтобы акт включал в себя «живые» подписи ответственных лиц – при этом, в данном случае использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо способом, запрещается.

Удостоверять бланк акта при помощи штемпельных изделий в обязательном порядке надо только в том случае, если норма по использованию печатей и штампов закреплена в нормативно-правовых актах фирмы (это правило действует и для ИП и для юридических лиц).

Условия хранения документа

Должным образом составленный и завизированный бланк необходимо содержать в отдельной папке в месте, к которому нет доступа посторонним людям. Длительность хранения определяется законодательством РФ или внутренними нормативными бумагами организации. После утраты актуальности акт можно утилизировать.

Периодичность проверки систем пожароохранной сигнализации

Периодичность проверки систем пожароохранной сигнализации определяется технической документацией на оборудование, составленной заводом-изготовителем. График проверки системы утверждается руководителем организации на основании данных завода-изготовителя.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с (п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее — Правила)):

  • инструкцией на технические средства завода-изготовителя;
  • национальными и (или) международными стандартами.

Проверка оформляется актом проверки (п.61 Правил).

Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) должны проводиться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом (п.61 Правил):

  • технической документации заводов-изготовителей;
  • национальными и (или) международными стандартами.

Проверку устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения руководитель организации обеспечивает с периодичностью в соответствии с инструкцией завода-изготовителя (п.49 Правил).

Сроки выполнения технического обслуживания системы пожарной сигнализации утверждаются руководителем организации. При заключении договора подряда на проведение технического обслуживания специализированной организацией график должен быть приложен к договору в качестве его неотъемлемой части (п. 5.1.3 ГОСТ Р 54101-2010 Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт (далее — ГОСТ Р 54101-2010)).

Техническое обслуживание системы, выполняется через установленные в эксплуатационной документации интервалы времени (п.п. 3.5, 3.6 ГОСТ Р 54101-2010).

Таким образом, периодичность проверки систем пожарной сигнализации должна устанавливаться не реже предусмотренной в эксплуатационной документации на оборудования завода-изготовителя. В случае отсутствия такой документации у специалистов службы эксплуатации здания, рекомендуем направить запрос организации- изготовителю оборудования системы пожарной сигнализации.

Читать еще:  Как работает плазменная резка? Преимущества и недостатки

Рекомендуемая периодичность проверки систем пожарной сигнализации установлена в п. 1.1.2 РД 25 964-90 «Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации (далее — РД 25 964-90)).

Внешний осмотр и проверку работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения предлагается проводить не реже одного раза в месяц (п. 1.1.2 РД 25 964-90).

С дополнительной информацией по вопросу Вы можете ознакомиться в системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий», в справочном материале «Обеспечение безопасности зданий и сооружений».

Эксперт Службы поддержки пользователей проекта «Техэксперт: Эксплуатация зданий»
Аксенова Надежда Николаевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Обязателен ли данный ГОСТ к применению?

Давайте попробуем разобраться вместе.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дано понятие нормативных документов по пожарной безопасности:

«нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;»

Аналогичная формулировка понятия «нормативные документы» указана и в пункте 3 статьи 4 Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ:

«К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона»

Речи о том, что данный национальный стандарт обязателен к применению — нет.

Далее. Есть информационное письмо МЧС России от 07.03.2018 № 43-2220-19 «О порядке применения положений ГОСТ Р 56935-2016 и ГОСТ Р 57974-2017», в котором отмечается, что ГОСТ Р 56935-2016 «Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», а также ГОСТ Р 57974 — 2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» в соответствии с положениями Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» применяются исключительно на добровольной основе. Несоблюдение требований указанных документов не может квалифицироваться надзорными органами МЧС России как нарушение обязательных требований.

Из всего написанного можно сделать вывод, что данный ГОСТ применяется на добровольной основе.

Но в нашей стране никогда не будет скучно! Росстандарт подготовил для ГУ МЧС России по г. Москве замечательное письмо от 16.04.2018 № АШ-5606/03 с разъяснениями, в которых принятие данного ГОСТ увязано с п.61 Правил противопожарного режима, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме». В данном пункте сказано, что руководитель организует проведение проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами.

То есть с появлением ГОСТ Р 57974-2017, который, кстати, так и называется «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» руководители обязаны его выполнять, так как Правила противопожарного режима ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для исполнения.

На этом, собственно, можно закончить разбор обязательности применения данного документа.

Позиции, что ГОСТ Р 57974-2017 обязателен к применению, придерживаются и органы Прокуратуры, которые уже выпустили разъяснения об обязательности применения ГОСТ Р 57974-2017:

Как часто нужно проверять систему?

Первая обязательная диагностика проводится сразу после подключения сигнализации. При этом должны присутствовать:

  • руководитель (владелец здания) или иное ответственное за эксплуатацию помещения лицо;
  • установщик (или представитель организации, которая монтировала АПС);
  • представитель службы пожарной безопасности;
  • представитель охранной компании.

Любые недочеты должны быть исправлены до ввода конструкции в эксплуатацию. В дальнейшем правила о том, как часто проводится проверка пожарной сигнализации, предполагают лишь периодическую диагностику.

В соответствии со ст. 61 Правил противопожарной безопасности РФ проведение диагностики осуществляется не реже 1 раза в квартал. Этот пункт дублируется в ст. 5.1. ГОСТ Р 57974-2017. Однако последний норматив в мае 2019 года временно был приостановлен из-за недовольства собственников слишком частыми проверками. Пока ГОСТ не будет проверен и восстановлен инструкция о том, как часто проводят проверку пожарной сигнализации, гласит, что периодичность диагностики — 1 раз в полгода в сопровождении специалиста с лицензией и визуальный осмотр ежемесячно своими силами.

Получение аккредитации на проведение проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты (ГОСТ Р № 57974-2017)

Ассоциация «Содействие пожарной безопасности и защита от чрезвычайных ситуаций» принимает заявки на проведение проверок, а также на аккредитацию организаций и экспертов — аудиторов на право проведения работ в соответствии с ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

В соответствии с п.61 Правил противопожарного режима (утверждены Постановление правительства № 390 ППР РФ, с изменениями на 28 сентября 2017 года): «Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки».

В настоящее время ГОСТ Р № 57974-2017 является единственным национальным стандартом, регламентирующим порядок проведения проверок работоспособности систем и установок противопожарной защиты.

Для выполнения требований вышеизложенных документов руководитель организации может выбрать наиболее оптимальный вариант проведения проверок для своего объекта:

— заключить договор на проведение проверок с аккредитованной на данный вид деятельности организацией;

— обучить и аккредитовать в установленном порядке экспертов-аудиторов из числа сотрудников организации (объекта).

В целях оказания услуг по проведению проверок для сторонних объектов, заявителю — организации, претендующей на данный вид деятельности, необходимо получить аккредитацию в добровольной системе сертификации.

Специалисты Ассоциации «Содействие пожарной безопасности и защита от чрезвычайных ситуаций» готовы провести бесплатную консультацию и помочь заявителю, с учетом специфики его объекта (ов) проверки, определиться с наиболее подходящим вариантом по выполнению требований ГОСТ Р № 57974-2017.

Ассоциация осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области

Требования по проверке пожарной сигнализации и пожарной безопасности ГОСТ Р 57974-2017

Требования по проверке пожарной сигнализации и пожарной безопасности ГОСТ Р 57974-2017

Сегодня я, Гафурова Р.А., совместно с Мухтяровым Р.К. раскроем и разъясним вам важную тему. А именно – поговорим о новом ГОСТ Р 57974-2017 и требованиях по проверке работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений которая касается всех предприятий, в чью сферу деятельности входит ремонт пожарной сигнализации, обслуживание и монтаж различных средств защиты от пожаров. Но еще больше этот вопрос касается клиентов этих предприятий, заказчиков работ.

Ранее проверки СПЗ проводились согласно первичным Правилам противопожарного режима, а более точно, согласно статье №61:

По этим требованиям предприятие, которое проводило ТО СПЗ и клиент создавали комиссию, которая проверяла автоматика средств противопожарной защиты, с периодичностью 1 раз в квартал, после чего составляли Акт об этом мероприятии. Проверка сводилась к тому, что комиссия проходила по объекту, просматривала извещатели, слушали, как работает сирена, как получает сигнал ПЦН (если он есть на объекте). Стоимость таких работ раз в квартал небольшая, подрядчики всеми силами старались удешевить работы. Со временем цена проверки упала настолько, что делать проверку почти перестали.

Это стало хорошим способом заработать на госзаказах, брали в работу несколько сотен объектов и жили в свое удовольствие. При этом какого-то качества не было в принципе. В результате трагедии как в «Зимней Вишне» или «Хромой лошади», где все СПЗ были актированы, но не сработали. Но Акты ежеквартальные этих объектов имеются в наличии, их подписывали Заказчик и Подрядчик работ. Все системы, которые должны были предотвратить пожар не выполнили своих функции и этим занимается Прокуратура.

Но 20 сентября 2016 года вышло 247 постановление Правительства РФ, изменившее цитировавшийся пункт №61 правил противопожарного режима, а именно:

Что изменилось в новом пункте 61? Сейчас на руководство объектов возлагается не просто ответственность за проверку работы СПЗ. И руководство должно обеспечивать проверки, согласно инструкциям производителя компонентов и другого оборудования пожарной защиты. Это должно соответствовать национальным ГОСТ. Соответствовать международным стандартам в наших условиях, это, скажем прямо, утопия. Но возникает вопрос – что такое национальный стандарт? Есть ли уже такие ГОСТ? Пока предприятия использовали РД (регламентные документы) различных годов, это было понятно.

Стандарт этот существует, он называется ГОСТ Р 57974-2017. Ниже мы рассмотрим его подробно. Он стал действительным после приказа №1794 ФАТР от 21.10 17-го года.

Требования и порядок проведения проверок

Вот как описана цель документа:

Достаточно ясно видно, что цель проверки теперь состоит не только в проверке работы систем противопожарной защиты, но и в определении того, можно ли продлить эксплуатационные сроки. Если есть элементы, просроченные по нормам производителя либо морально старые, то комиссия теперь не может игнорировать сей факт. Она должна принять ответственное решение – система или продолжает работу, или нет.

И подумайте сами – возьмет ли кто-нибудь ответственность, если по паспорту производитель дает гарантию только на 60 тысяч часов работы извещателя? А это менее 7 лет. То есть, если есть в системе извещатель или другой датчик с таким ресурсом, старше 2011 года (статья пишется в 2018) – то единственный выход – капитальный ремонт и замена. Теперь по ГОСТу без проверки нельзя не только вести ТО, но провести пусконаладку. Установлена точная периодичность проверок, а также арендатор (тот кто пользуется правом ведения, управления). Так что – ответственен за системы ППЗ – арендатор, и он дожжен производить проверку, отмазаться не выйдет.

Важный нюанс, на который надо обратить внимание. Право проверять системы имеет право только квалифицированный эксперт, имеющий подтверждение компетенции (добровольная сертификация). Экспертов теперь (для ежеквартальных проверок!) потребуется очень много, будут курсы обучающие, которые будут выдавать сертификаты, с занесением в реестр.

Проверять может или физическое лицо, с дипломом и сертификатом, которое работает в штате какой-либо организации, юрлицо (оно, очевидно, должно иметь в штате НЕСКОЛЬКО таких специалистов), ИП. Если вы хотите зарабатывать на жизнь такими проверками – сами решите, как оформиться.

Обратите внимание на этот нюанс! Не важно, кто будет проводить проверку аудит, ИП или организация. У них должен свой фирменный сертификат, пронумерованный и внесенный, видимо, в свой реестр, (а иначе – зачем эти номера?), который действует 1 квартал. Если произойдет трагедия и на пепелище обнаружится, что ППЗ не сработала – то комиссия спросит с этого аудитора.

Точнее, комиссия выявит, а вопросы будет задавать работник прокуратуры. Впрочем – что могут сделать такому аудитору? Он всего лишь подтвердил, что техника работала, комиссия ходила и это видела. А при пожаре не сработала защита от пожара. Это же техника. Максимум что возможно в качестве наказания эксперта – уволить его, лишить возможности заниматься аудитом.

Весьма примечательное место в ГОСТ. Эксперт-аудитор (при это почему-то лишь организация) сможет отправить итоги аудита систем противопожарной защиты в какой-то невнятный «центр мониторинга».

И возникает интересный момент – при аудите/тестировании больших объектов найти кучу недоработок и в системах противопожарной защиты (пожаротушение, дымоудаление, система пожарной сигнализация) не трудно. Ведь в ней тысячи элементов. Это может создать почву для коррупции и вымогательства со стороны внешних проверяющих! В организациях с крупными объектами будут проще держать своего штатного сертифицированного эксперта-аудитора для регулярных ежеквартальных проверок. Он будет контролируемый.

Пункт 6.6 также интересен – вы заметили, что нам интересны вообще все подпункты этого «интересного» пункта № 6 документа?

Но в этом случае – ничего сверхсложного, методики проверок давно существуют, они создаются в ВНИИПО (научно-исследовательский институт пожарной охраны), прописаны в инструкциях производителей. Могут быть созданы и самой экспертной организацией.

Этот пункт также несложный. Производители средств пожарной защиты по-быстрому пройдут экспертизы на свои изделия и оборудование в этом ТК 001 и разработает методики.

Кто успеет первым – существенное поднимет продажи оборудования. Продукция с уже разработанными и получившими одобрение методиками тестов будет пользоваться большим спросом.

Тут, на первый взгляд, ничего нового нет, это как и в прошлых регламентных нормативах, которые касаются техобслуживания и регламента средств пожарной защиты.

Тем не менее, надо обратить внимание на тот факт, что теперь экспертные организации могут вносить в акты замечания, что документация на проверяемое оборудования была не в нужном количестве.

Читать еще:  О самодельных колесах на мотоблок

Обязательность исполнения и применения ГОСТ Р 57974-2017

Подведем итоги нашего пристального обзора ГОСТ Р 57974-2017. Что мы получим в ближайшее время?

  1. Аудит систем противопожарной защиты теперь выполняется по закону экспертами-аудиторами.
  2. Они получили возможность очень методично и по закону «пить кровь» с организаций, производящими техобслуживанием систем пожарной защиты.
  3. Заказчики не будут платить за ТО системы, пока не получен сертификат соответствия.

Конечно, такие системы «саморегулируется». «Сарафанное радио» разнесет, что некая организация слишком придирчиво относится к аудиту, а кто-то «лоялен» и хочет, чтобы им позолотили ручку. Большие фирмы, занятые обслуживанием систем пожарной защиты, зарегистрируют параллельные экспертные организации. Мелкие будут «золотить ручку», опять коррупция и круговая порука.

Ну что же – пора впадать в отчаяние, искать экспертов и проводить ежеквартальные аудиты? Нет, сроки пока не определены. Официальный сайт МЧС РФ опубликовал заявление, ГОСТ, хотя он и действующий, но проверки систем противопожарной защиты по нему пока сугубо добровольные и если нет сертификатов, штрафовать вас не будут.

Таким образом данный ГОСТ не обязателен для применения, носит добровольный характер. Ответственность за не соблюдение не предусмотрена. Учитывая это ООО «ГЕФЕСТ-АЛАРМ» просит в целях уменьшения трат не покупать не нужные сертификаты.

Скачать данный ГОСТ57974-2017 можете у нас на сайте тут.

ГОСТ по проверке пожарной сигнализации

Наименование документа

В каком случае требуется документ

Декларация пожарной безопасности

Для зданий, сооружений, строений и производственных объектов (более 2-х этажей или более 1500 м 2 )

Для всех объектов, за исключением индивидуальных жилых домов

Инструкция о мерах пожарной безопасности для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения

Если есть такие помещения

Инструкция-памятка о мерах пожарной безопасности для постояльцев

Для посетителей гостиниц, общежитий, мотелей и т.п.

Для всех объектов

Удостоверения о прохождении обучения по программе Пожарно-технического минимума

Для руководителей, главных специалистов, лиц ответственных за пожарную безопасность

Приказ о порядке и сроках проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума

Для всех объектов

Если приказ не составляется, ответственность несет руководитель

Таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны и другие знаки пожарной безопасности

В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок

На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек

Инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время

На объекте с ночным пребыванием людей

Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, (акты проведения практических тренировок 1 раз в полугодие)

На объекте с массовым пребыванием людей (более 50 человек)

Знак «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено»

Места, где курение запрещено законом

Знак «Место для курения»

Места, специально отведенные для курения табака

Знаки обозначения категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны

На дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках

Акты проведения огнезащитной обработки

Акты проверки качества огнезащитной обработки

При наличии огнезащитных покрытий

Акты проведения обследование целостности конструкций наружных пожарных лестниц и ограждений кровли зданий

При наличии наружных пожарных лестниц и ограждений кровли зданий

Акты проведения эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений кровли зданий

При наличии наружных пожарных лестниц и ограждений кровли зданий

Знаки пожарной безопасности, в том числе обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы

Согласно ГОСТ Р 12.4.026-2001, ГОСТ Р 12.2.143-2009

Акты проверки огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре

Если есть такие устройства и системы

График и акты проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов.

При наличии такого оборудования

Акты о проверке исправности сетей противопожарного водопровода

При наличии сетей противопожарного водопровода

Схемы противопожарного водоснабжения и схемы обвязки насосов в помещении насосной станции, а также на каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе должна быть табличка с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей

При наличии такого оборудования

Журнал проверки работоспособности задвижек с электроприводом и пожарных насосов-повысителей

При наличии такого оборудования

Акты проверки систем противопожарной защиты – АПС, АУПТ, противодымная защита, водоснабжение, п/пожарные двери и т.п.

Для всех объектов, при наличии такого оборудования

Договор на техническое обслуживание систем пожарной безопасности с лицензированной организацией

Для всех объектов, оборудованных системами

Исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта

Для всех объектов

Годовой план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией)

Для всех объектов, при наличии такого оборудования

Инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта.

При наличии круглосуточного дежурного персонала, находится в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста)

Для всех объектов

Журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения

Для всех объектов

Сертификаты и паспорта, акты монтажа противопожарных дверей, люков. Сертификаты на противопожарную пену (если использовалась), лицензия монтажной организации

При наличии противопожарных дверей или люков

В зависимости от особенностей помещения и специфики работы вашей организации для выполнения требований пожарной безопасности может понадобиться дополнительное количество приказов, инструкций, актов, журналов, планов и графиков.

ГОСТ Р 53325–2012: требования к системам передачи извещений о пожаре

Федеральный закон № 123-ФЗ в статье 83 определил организационные требования по пожарному мониторингу. Согласно нормам этой статьи, сигнал «Пожар» с объектов класса функциональной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 должен передаваться в пожарную часть без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. СПИ призваны обеспечить передачу и получение такого сигнала.

Что такое СПИ?

Определения, технические требования к СПИ и методика испытания оборудования даны в ГОСТ Р 53325–2012:

  • «система передачи извещений о пожаре; СПИ: Совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте(ах), служебных и контрольно-диагностических извещений, а также для передачи и приема команд телеуправления»;
  • «прибор объектовый оконечный; ПОО: Компонент системы передачи извещений о пожаре, устанавливаемый на контролируемом объекте, обеспечивающий прием извещений от приемно-контрольных приборов, приборов управления или других технических средств пожарной автоматики объекта, передачу полученной информации. в пункт централизованного наблюдения…»;
  • «прибор пультовой оконечный; ППО: Компонент системы передачи извещений о пожаре, обеспечивающий прием извещений от приборов объектовых оконечных, их преобразование и отображение посредством световой индикации и звуковой сигнализации в пункте централизованного наблюдения или в помещениях с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, а также для передачи на приборы объектовые оконечные команд телеуправления»;
  • «ретранслятор; РТР: Компонент системы передачи извещений о пожаре, устанавливаемый в промежуточном пункте между объектом и пунктом централизованного наблюдения и служащий для приема информационных сигналов от приборов объектовых оконечных или других ретрансляторов, их усиления и/или преобразования, с последующей передачей на приборы пультовые оконечные…».

Как обеспечить гарантированную доставку сигнала «Пожар»?

Согласно ГОСТ Р 53325–2012, СПИ должны обеспечивать выполнение требований, которые определяют необходимую надежность и функционал оборудования. Рассмотрим эти требования.

Передача на пульт пожарного мониторинга тревожных извещений о пожаре, неисправностях приемно-контрольного пожарного прибора, неисправности линий связи с ним
Это основная функция системы передачи извещений. В текущей редакции ГОСТа нет требований по детализации информации от автоматической пожарной сигнализации (АПС) объекта, этот вопрос остается на усмотрение проектной организации. Тем не менее, на объектах большой площади целесообразна установка адресной системы АПС и объектового передатчика СПИ, которые позволяют передавать информацию на пульт с точностью до извещателя. Использование таких систем позволяет отслеживать пути распространения опасных факторов пожара и организовать оперативную эвакуацию людей.

Время задержки поступления и отображения извещения не должно превышать 20 с
Данный критерий определяет временные рамки для системы автоматической передачи сигнала «Пожар» на пульт МЧС. В идеальных условиях это требование выполняется для любого канала связи. В случае загруженности каналов или при ЧС это время может быть намного больше. Особенно это актуально для «общедоступных» каналов связи, которые в крупных городах подвержены перегрузке. Поэтому необходимо обеспечивать резервирование маршрута доставки сигнала или использовать специализированные каналы передачи. Более подробно рассмотрим этот вопрос далее.

Автоматический контроль исправности линий связи между всеми компонентами СПИ и отображение информации о нарушении связи за время не более 1800 с
Контроль исправности линий осуществляется за счет тестовых посылок от объектовых устройств. Максимальное количество устройств, которое можно вывести на пульт при заданном периоде передачи сигналов, определяется загруженностью канала – трафиком (отношение времени передачи событий за заданный интервал времени к интервалу времени). В системах связи рекомендуемый трафик – не более 10–15%. Иначе велика вероятность одновременной передачи сигнала от нескольких устройств, что приведет к наложению передаваемых сигналов. В зависимости от типа используемого канала определяется количество объектов, которое можно подключить на пульт. Например, с учетом требований ГОСТа, на одно пультовое устройство можно подключить не больше 30–50 устройств по каналу GSM Data CSD.

Большая емкость обеспечивается в системах с распределенной структурой и короткой длиной посылки сообщений. В сети с распределенной системой состояние удаленного объекта контролируется ближайшим к нему ретранслятором. Тестовые посылки ПОО не занимают эфир ППО, при этом обеспечивается оперативное обнаружение потери связи с объектом.

Индикация (световая и звуковая) на объекте о нарушении связи с пультом
На ПОО при неисправности линии связи должен быть активирован выход «Авария линии связи» для дальнейшей передачи сигнала во внешние цепи. Для выполнения требования прибор объектовый оконечный должен принимать от пульта квитанцию доставки сообщения. Таким образом, только (!) двусторонние системы передачи извещений могут применяться для выполнения требований ФЗ № 123.

Возможность передачи извещений от ПОО на ППО по резервному маршруту
Это требование необходимо для увеличения вероятности доставки сигнала на пульт и тем самым – повышения надежности работы системы. Резервный маршрут можно организовать двумя способами:

  1. Переключение на резервный канал связи в случае потери связи по основному. Например, такой алгоритм можно реализовать на ПОО с поддержкой нескольких типов каналов связи: GSM/Ethernet/телефон.
  2. Резервные пути внутри канала. Такую структуру можно сделать, используя специализированный канал, например выделенный радиоканал.

1. Вступление в силу нового ГОСТа должно упорядочить взаимодействие между собственниками объектов, производителями продукции и МЧС России. В нормативных документах определены технические требования к оборудованию систем передачи извещений о пожаре 2. Одним из наиболее важных пунктов ГОСТ Р 53325–2012 является требование высокой надежности линии связи объектов с пультом. Она обеспечивается двусторонней связью, резервированием маршрута доставки сообщений, индикацией наличия связи ПОО с ППО как на пульте, так и на объекте

Как часто должна проводиться проверка систем и средств противопожарной защиты

Системы оповещения и сигнализации на любых объектах обеспечивают безопасность людей и имущества при возгораниях. Одни модификации – сообщают о пожаре в подразделение МЧС, другие – оповещают людей в здании, третьи – управляют автоматическому средствами пожаротушения. Но любые системы должны быть исправны, соответствовать требованиям технических норм, чтобы эффективно функционировать при ЧС. Для этого необходима регулярная проверка работоспособности пожарной сигнализации.

На заметку! До 2017 года был установлен регламент с периодичностью 1 раз в квартал. Теперь сроки устанавливает руководитель организации или предприятия, ориентируясь на руководство по эксплуатации и международные стандарты.

Как проверить пожарную сигнализацию, и кто имеет право осуществлять мероприятия

Выполнение проверок и испытаний охранных противопожарных систем регламентирует ГОСТ Р 57369.2016. Он предписывает проводить комплексные мероприятия на установления соответствия извещателей и другого оборудования требованиям:

  • безопасности конкретного объекта;
  • конструкторской и технической документации;
  • внутренним противопожарным инструкциям;
  • действуют нормативам.

Проверять оборудование должен специалист, имеющий необходимые квалификации и опыт. Он сам или организация, в которой он работает, обязаны состоять в системе добровольной сертификации. Такие специалисты знают, как проверить работоспособность пожарной сигнализации, а так же последовательность технических и испытательных мероприятий.

Как проверить пожарную сигнализацию на работоспособность

Как часто должна осуществляться проверка работоспособности автоматических установок пожарной сигнализации зависит от ее типа:

  • АПС, АУПС и СОУЭ – 1 раз в 3 месяца;
  • АУПТ – 1 раз в 6 месяцев.

Необходимо четко придерживаться графика. Кроме плановых проверок пожарной сигнализации предусмотрены и внеплановые, их проводят после ремонта, при подозрении на неисправность и других случаях. Производится контроль всей СПЗ:

  • дымовых, тепловых и прочих датчиков;
  • проверяются установки пожаротушения, включая гидранты, краны и другие элементы;
  • центральный пункт управления;
  • контролируется состояние электрической схемы, в том числе шлейфы и характеристики электрического тока;
  • документы к ОПС.

Важно! Регламентированы не только сроки проверки пожарной сигнализации. Стандартами установлены методики проведения мероприятий, а работы должны выполняться аттестованными измерительными приборами и оборудованием для испытаний.

Документальное оформление мероприятий

ТОП-менеджер предприятия и организации утверждает периодичность проверки пожарной сигнализации, сами работы выполняет специалист, согласно нормативам, результаты мероприятий документируются составлением акта, в котором должна содержаться следующая информация:

  • сведения о предприятии, где проводятся работы;
  • данные о специалисте;
  • дата проведения мероприятий;
  • вид ППЗ;
  • перечень выполненных работ таблицей;
  • заключение по результатам.
Читать еще:  Что лучше — штукатурка или гипсокартон на стены

Контрольные работы состоят из визуального осмотра системы и ее рабочих модулей, технологических операций, измерений параметров и других процедур – по необходимости. Цену мероприятий регламентирует КОСГ. При привлечении профильной организации к работам по их завершению предприятие получает сертификат, зарегистрированный в общефедеральном реестре. Этот факт делает такое сотрудничество чрезвычайно привлекательным.

Резюмируем

На сегодняшний день, как часто должна проводиться проверка систем и средств пожарной защиты решает руководитель предприятия или организации, согласно международным техническим стандартам и требованиям инструкции по эксплуатации противопожарного оборудования. Такие мероприятия целесообразно проводить с той же периодичностью и в жилых домах – частных и многоквартирных.

Периодичность проверки пожарной сигнализации

По закону руководитель организации обязан установить автоматическую пожарную сигнализацию, регулярно проверять и поддерживать ее работоспособное состояние [1] . Однако раз в месяц искать торчащие провода или перегоревшие лампочки недостаточно. После монтажа системы заключается договор с обслуживающей компанией, которая будет проводить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт (ТО и ППР) согласно документации.

В этой статье мы рассмотрим из чего состоит ТО и ППР, расскажем про журнал ТО и периоды проверок.

Задачи технического обслуживания АПС

Зачастую АПС — это комплекс из нескольких противопожарных систем. И вне зависимости от количества оборудования, каждая единица должна регулярно осматриваться, ремонтировать и заменяться при необходимости.

Комплекс включают приборы автоматической пожарной сигнализации, систем пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуаций.

Обязательный осмотр и ремонт всех этих приборов нужен для контроля пожарной автоматики и поддержания безопасности на объекте. Неисправная автоматика бесполезна и никого не защитит.

При ТО и ППР проверяют:

  • исправность и соответствие требованиям технической документации;
  • устраняют причин ложных срабатываний, заменяют старое и сломанное оборудование;
  • анализируют полученную информацию;
  • разрабатывают мероприятия для усовершенствования методов ТО и ППР.

Во время проведения техосмотра или ремонтных работ руководитель организации обязан обеспечить необходимые противопожарный меры для защиты объекта. А при отключении оборудования — оповестить об этом государственный пожарный надзор [3] .

И не стоит забывать про консультации. Если на объекте были нарушены правила эксплуатации, то специалист обслуживающей компании должен объяснить, как правильно использовать систему.

Журнал ТО

Регламент ТО и ППР, даты и результаты проверок заносятся в журнал ТО. Для каждого объекта их два: один находится у руководителя, другой — у обслуживающей компании. Записи в них идентичные.

Наличие журнала ТО проверяется при проверках МЧС. Не забывайте проверять его заполняемость.

В журнале также находятся записи о всех:

  • случаях отказа установок пожарной автоматики;
  • вызовах инженера обслуживающей компании;
  • проведенных работах, в том числе по контролю качества.

Записи должна подтверждать фраза: «Установка (установки) пожарной автоматики сдана (сданы) Заказчику в исправном и работоспособном состоянии в автоматическом режиме и готова (готовы) к использованию по назначению» [3] .

Копии актов выполненных работ, техническое состояние, отказы и каждый случай срабатывания оборудования должны быть направлены в местный отдел ГПН. Не реже одного раза в квартал [3] .

Периоды техосмотра противопожарного оборудования

Периодичность проверки пожарной сигнализации устанавливается в момент сдачи приемки монтажно-наладочных работ [2] . Периоды должны соответствовать эксплуатационной документации и указываться в договоре.

Перечень работПериодичность обслуживания службой эксплуатации объектаПериодичность обслуживания специализированными организациями (для объектов с массовым пребыванием людей)Периодичность обслуживания специализированными организациями
Охранно-пожарная сигнализация и система дымоудаления
Внешний осмотр оборудования.
Контроль положения выключателей, исправности световой индикации, наличия пломб на ПКП.
ежедневноежемесячноежеквартально
Контроль источников питания.
Проверка работоспособности системы и ее составных частей.
Профилактические работы.
еженедельноеженедельноеженедельно
Метрологическая проверка КИП.
Измерение сопротивления защитного и рабочего заземления.
ежегодноежегодноежегодно
Измерение сопротивления изоляции электрических цепей1 раз в 3 года1 раз в 3 года1 раз в 3 года
Система пожаротушения
Внешний осмотр оборудования.
Контроль давления, уровня воды, рабочего положения запорной арматуры и т.д.
Контроль источников питания.
Проверка качества огнетушащего вещества.
Перемешивание пенораствора.
Проверка работоспособности составных частей системы.
ежедневноежемесячноежеквартально
Профилактические работы.
Проверка работоспособности системы в ручном и автоматическом режимах.
ежемесячноежеквартальноежеквартально
Промывка трубопроводов и смена воды в системе и резервуарах.
Метрологическая проверка КИП.
Измерение сопротивления защитного и рабочего заземления.
ежегодноежегодноежегодно
Измерение сопротивления изоляции электрических цепейраз в 3 годараз в 3 годараз в 3 года
Гидравлические и пневматические испытания трубопроводов на герметичность и прочностьраз в 3,5 годараз в 3,5 годараз в 3,5 года
Техническое освидетельствование составных частей системы, работающих под давлениемв соответствии с нормами Госгортехнадзорав соответствии с нормами Госгортехнадзорав соответствии с нормами Госгортехнадзора

«Не хочу платить и тратить свое время!»

Тогда при проверке ГПН руководителю организации и ответственным за пожарную безопасность на объекте выпишут штрафы, согласно КоАП РФ ст. 20.4. Могут даже приостановить деятельность до исправления нарушений.

Запомните, что для успешного прохождения проверки надо:

  • соблюдать правила пожарной безопасности;
  • установить АПС и сопутствующие противопожарные системы;
  • организовать проведение ТО и ППР установок пожарной автоматики;
  • найти обслуживающую компанию с лицензией МЧС на монтаж и техническое обслуживание пожарной сигнализации;
  • всегда иметь на объекте заполненный журнал ТО, проектная, техническая документация и другие документы.

Нормативная база

[1] Постановление №390 «О противопожарном режиме» (от 25 апреля 2012 г.)
[2] РД 009-01-96 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания» (от 25 сентября 1996)
[3] РД 009-02-96 «Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт» (от 25 сентября 1996)

Ищите организацию для обслуживания пожарной сигнализации? Звоните +7 (812) 409-40-01 или пишите! Сделаем быстро, красиво, надежно.

Проверка систем противопожарной защиты: ГОСТ и порядок проведения

С 01.05.2018 в силу вступил стандарт ГОСТ Р 57974-2017, устанавливающий новые правила проверки систем противопожарной защиты. К таким системам относятся автономные и автоматические установки, система пожарной сигнализации, противодымная защита, противопожарные водоемы, системы оповещения и эвакуации. Стандартом определяется периодичность проверок и порядок их проведения.

Периодичность проверки систем ПЗ

Новый стандарт вводится в полном соответствии с ст. 26 ФЗ №162 от 29.06.2015 о национальной стандартизации. ГОСТ Р 57974-2017 определяет основные цели проводимых проверок:

  • оценка, установление работоспособности противопожарной системы объекта;
  • продление эксплуатационного срока оборудования.

Нормы стандарта адресованы руководителям предприятий, арендаторам и владельцам различных объектов защиты и организаций. Документ устанавливает такую периодичность выполнения проверок:

  • для автономных, автоматических противопожарных систем АУПС – каждые три месяца;
  • для систем оповещения и эвакуации СОУЭ – каждые три месяца;
  • для автоматических установок пожаротушения АУПТ – каждые три месяца;
  • для автономных устройств, установок пожаротушения – каждые полгода;
  • для противодымных систем – каждые полгода;
  • для противопожарных внутренних водоемов – каждые полгода.

Проверки не должны проводиться реже, чем это указано в регламенте. При необходимости руководитель предприятия может сделать их чаще, но это не является обязательным. Кроме того, следует различать сервисное и техническое обслуживание с выполнением проверок работоспособности.

Порядок проведения проверок

Для выполнения работ по проверке владелец объекта должен не только обеспечить надлежащие условия, но и подготовить пакет документации, включая следующее:

  • полная проектная и техническая документация;
  • акты ввода в эксплуатацию;
  • паспорта, инструкции на все установленное оборудование;
  • журнал учета с указанием всех неисправностей и работ по их устранению;
  • сертификаты соответствия на отдельные элементы системы;
  • СТО производителя используемого оборудования (указываются собственные методики проверок, технической экспертизы).

Кроме того, в пакет документации должны входить все акты о выявленных неисправностях и дефектах, если они были выявлены в ходе эксплуатации и прошлых проверок. Отдельно в пакет включаются акты о мониторинге вывода сигналов на общий пульт централизованного управления.

Организацией проверки занимается собственник или руководитель организации. Приказом определяется дата и график выполнения работ, ответственные лица, тип проверки (плановая или внеплановая с указанием причины). В работах принимают участие эксперты, состоящие в штате организации или привлекаемые на условии договорных отношений. Для экспертизы применяются установленные национальными стандартами методики, средства измерений и испытательное оборудование.

Проверка проводится для всех противопожарных систем объекта, ее результаты отображаются в протоколе, обязательно указываются все выявленные несоответствия и неисправности. Если дефектов нет, результаты оформляются экспертной комиссией в виде сертификата соответствия установленным требованиям, эксплуатационные сроки для оборудования ПЗ продлеваются.

Если в рамках экспертизы были выявлены неисправности или повреждения, составляется акт, в котором указываются все проблемы и рекомендации по их устранению. Руководитель обязан в кратчайшее время предпринять меры по устранению несоответствий, после чего инициировать проверку повторно.

По результатам проверки составляется заключение, являющееся основанием для выдачи сертификата, его регистрации в Реестре.

Согласно новому ГОСТу, организация учета документации и ее хранение возлагается на руководителей предприятий. Порядок проведения проверок также контролируется ответственными лицами, но с привлечением собственных экспертов или специалистов аккредитованных организаций.

ГОСТ по проверке пожарной сигнализации

Инженерные системы и пожарная сигнализация

г. Самара, ул. Л. Толстого, д. 14, оф. 5

  • Главная
  • Пожарная сигнализация
  • Системы оповещения
  • Другие услуги
    • Автоматические установки пожаротушения
    • Охранная сигнализация и видеонаблюдение
    • Огнезащита строительных конструкций
    • Проведение испытаний в области пожарной безопасности
    • Система противодымной вентиляции
    • Установка и настройка слаботочных сетей
  • Вопрос-ответ
  • О компании
  • Статьи
  • Контакты

О периодичности проверки пожарной сигнализации

Пунктом 61 Правил противопожарного режима в РФ установлено, что «Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки». В предыдущей редакции, то есть до 26.09.2017 г., Правила однозначно гласили, что проверка работоспособности должна проводиться не реже, чем один раз в квартал. Теперь же «руководителю организации» нужно самому правильно определить такую периодичность.

На разные технические средства производителями установлены различные межпроверочные сроки. Например, широко распространенный приемно-контрольный прибор Сигнал-20М надлежит проверять на работоспособность при годовом техническом обслуживании (п. 5.8 Руководства по эксплуатации), то есть один раз в год, а дымовой пожарный извещатель ИП 212-45 один раз в 6 месяцев (п.п. 6.10, 7.1, 7.2 Паспорта).

В целом на установку пожарной сигнализации, сроки должны быть установлены проектной документацией в разделе пояснительной записки «Техническое обслуживание». Если же проектировщик упустил этот момент или проекта вовсе нет, что не редкость, руководитель вправе самостоятельно установить периодичность проверки распорядительным документом по предприятию.

Самым лучшим решением будет включение периодичности проверки работоспособности в Регламент технического обслуживания, подписываемый как эксплуатирующей, так и обслуживающей организацией при заключении договора. Хорошая сервисная компания сможет грамотно определить и обосновать периодичность, а также защитить принятое решение перед пожарным инспектором.

Все сказанное справедливо и для других систем автоматической пожарной защиты, как-то систем оповещения, автоматического пожаротушения и прочих.

ГОСТ по проверке пожарной сигнализации

Или еще: http://gost-r-57974-2017.tender-sert.
В нашу организацию участились обращения клиентов, получивших ранее аккредитацию от систем сертификации НЕ имеющих право проводить аккредитацию на право проверки ППЗ!
В тендерах по 44 и 223 ФЗ отклоняют аттестаты аккредитации от систем сертификации, которые не имеют в своих объектах сертификации ГОСТ Р 57974-2017 или Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. К сожалению, недобросовестные органы по сертификации вводят многих клиентов в заблуждение, пытаясь заработать больше денег. Внимательно проверяйте СДС на сайте Росстандарта, от которых получаете предложения — имеют ли они право на проведения данной аккредитации, чтобы не пришлось потеряв деньги ее повторно получать в действительно аккредитованной СДС.

Я Вам даже больше скажу: «пожарка» — это ст. 219 УК РФ, а ППР — это специальные правила безопасности, предусмотренные этой статьей. И пока не будет понимания, что эксплуатация пожарной автоматики должна проходить на основании специальных правил безопасности — это всё фейк-ньюс. Потому что это понимает любой следователь из провинциального города.

«Специальные правила безопасности — это нормативно установленный порядок обращения с источником повышенной опасности, созданным человеком или природой, обеспечивающий безопасные условия взаимодействия с ним и максимальную защиту от неблагоприятных последствий в случае выхода из-под контроля, с учетом технических возможностей систем и психофизиологических особенностей операторов.
.
Механизм обеспечения соблюдения специальных правил общей безопасности включает четыре уголовно-правовые нормы: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ); нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ) [1,c.45 ].»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector