0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему закипает вода в расширительном бачке отопления?

В чем преимущества открытой системы отопления? Схема установки и принцип работы

Основное отличие открытых или гравитационных систем (ОС) от закрытых состоит в том, что в ОС теплоноситель сообщается с окружающим воздухом в открытом расширительном баке.

Теплоноситель находится в системе под атмосферным давлением, избыточное давление отсутствует.

Описание системы отопления открытого типа: что это такое

Отопительный контур ОС состоит из котла, расположенного в самой нижней точке здания – подвале или приямке.

От котла отходит вертикальный стояк подачи теплоносителя в верхнюю точку здания (чердак или мансарду), где расположен расширительный бак (РБ).

От РБ по верху здания отходят горизонтальные трубы с небольшим уклоном к вертикальным стоякам, по которым теплоноситель доставляется к радиаторам.

От приборов отопления по низу помещения отходит магистраль обратки также с небольшим уклоном в сторону котла.

Принцип работы

Схематично отопительный контур ОС можно представить в виде длинного вертикального кольца. Одна сторона кольца – с горячей водой (стояк подачи от котла к РБ), другая сторона – с холодной (стояк с обраткой от радиаторов). Плотность горячего теплоносителя меньше, чем холодного – от нагревания вода расширяется.

Следовательно, вес воды и давление водяного столба в холодной части контура будет выше, чем вес воды и давление столба в горячей ветке.

По закону сообщающихся сосудов жидкость будет стремиться к уравновешиванию давлений – к переходу из холодной ветки в горячую.

Так как контур — это такое замкнутое кольцо, происходит циркуляция или самотёк теплоносителя.

В ОС из физического принципа циркуляции следуют три конструктивные особенности системы:

  • Стояк подачи максимально утепляется по всей высоте.
  • Котёл находится как можно ниже последнего радиатора.
  • В контуре имеется ёмкость для выхода избыточного объёма нагретого теплоносителя – расширительный бак (для обеспечения пониженной плотности и низкого давления водяного столба в нагретой ветке).

С естественной циркуляцией

Теплоноситель при естественной циркуляции движется под действием циркуляционного напора Pн (в мм. водного столба):

Pн=H x (pхол — pгор).

  • Н – перепад высот между котлом и последним радиатором, м;
  • pхол — плотность воды в холодном стояке обратки, кг/м³;
  • pгор — плотность воды в горячем стояке подачи, кг/м³.

Во время циркуляции по контуру теплоноситель тратит часть давления на преодоление гидравлического сопротивления труб, радиаторов, запорной арматуры. Поэтому при проектировании ОС выбирают материалы с низким гидравлическим сопротивлением, чтобы они в сумме не превышали расчётный напор (не запирали систему).

Важно! В теплоносителе ОС присутствует воздух, который подмешивается в расширительном бачке. Для удаления воздуха трубы делают с наклоном не менее 3–5 мм на п. м. трубы.

С циркуляцией от насоса

Для увеличения естественного напора в контур ОС включают циркуляционный насос.

Существует два места врезки насоса в существующую ОС:

  1. На трубе обратки перед котлом. Расширительный бачок при этом переподключают к трубе обратки перед насосом (в зоне всасывания).
  2. На верхней подающей трубе сразу после точки подключения расширительного бачка.

Справка! Место врезки насоса оборудуют байпасом с лепестковым обратным клапаном.

Однотрубная

Однотрубная система с естественной циркуляцией делается только с верхней раздачей теплоносителя.

Все радиаторы в стояке однотрубной ОС соединяются последовательно – выход одной батареи подключается ко входу другой.

  • Малое количество труб.
  • Простота монтажа.
  • Несбалансированность системы – верхние батареи горячие, нижние – холодные. Для выравнивания температурного режима нижние радиаторы устанавливают с большим количеством секций.
  • Невозможность проведения терморегуляции из-за высокого сопротивления регулирующих кранов.

Двухтрубная

Двухтрубная система характеризуется тем, что к каждому радиатору подходят две трубы: одна доставляет горячий теплоноситель от стояка подачи, другая отводит охлаждённую воду в стояк обратки.

Плюсы двухтрубной системы:

  • Сбалансированность всех батарей по температуре.
  • Радиатор можно заменить без отключения котла.
  • Увеличенный расход труб.
  • Трудоёмкость монтажа.

С верхней подачей

Горячая вода подаётся от котла вверх по вертикальному стояку на чердак или под крышу, откуда разводится по лежакам к вертикальным радиаторным веткам (как однотрубным, так и двухтрубным). Пройдя радиаторы, охлаждённый теплоноситель собирается в обратку и поступает в котёл.

С нижней подачей

При нижней подаче нагретый теплоноситель поступает в радиаторные ветки снизу вверх. Трубопроводы подачи и обратки прокладываются рядом друг с другом на уровне пола.

Внимание! Такая система не загромождает помещение обилием труб, но требует установки кранов Маевского на каждый радиатор для выпуска воздуха.

  • Простота монтажа.
  • Долговечность.
  • Для циркуляции не требуется электроэнергия.
  • Система саморегулирующаяся – скорость теплоносителя зависит от температуры в комнатах.
  • Подходит не для всех помещений – нужен чердак, где ставится расширительный бак и прокладываются горизонтальные трубы.
  • Требует как можно более низкого расположения котла – в приямке или подвале.
  • Медленный нагрев при запуске.
  • Непрезентабельный внешний вид (железные трубы большого диаметра, чугунные радиаторы).
  • Малый радиус действия – не более 30 метров от котла.
  • Невозможность использования антифриза из-за ядовитости испаряемых паров.

Монтаж открытой системы отопления: фото

Перед монтажом необходимо выполнить расчёт радиаторов, гидравлический расчёт циркуляционного напора, разработать монтажную схему, составить перечень материалов и комплектующих.

Фото 1. Отопительный газовый котел стального цвета напольного типа, установленный в помещении со всем оборудованием.

ОС состоит из следующих элементов:

  • Отопительный котёл – газовый или твердотопливный.
  • Трубы.
  • Расширительный бак.
  • Радиаторы.
  • Арматура (краны, обвязка котла, клапаны).
  • Циркуляционный насос (опционально).

Фото 2. Циркуляционный насос, врезанный в трубы, повышает эффективность работы всей отопительной системы.

  • Уклон труб горизонтальных лежаков подачи и обратки — не менее 3–5 ммна погонный метр.
  • Используют трубы диаметром не менее 30 мм.
  • Объем расширительного бака 15% от общего объёма теплоносителя.

Фото 3. Расширительный бачок, выполненный из металла, монтированный под потолком чердачного помещения частного дома.

Схема

На схеме, выполненной в удобном масштабе на листе миллиметровой бумаги, должны быть указаны:

  • Габариты помещений, где проходят трубы ОС.
  • Схема расположения труб.
  • Места размещения радиаторов, котла (с обеспечением необходимого перепада высоты между котлом и радиаторами), расширительного бачка, трубной арматуры.
  • Размеры заготовок труб.
  • Элементы крепежа труб к элементам здания.
  1. Подготовить комплект необходимого инструмента (в зависимости от выбранного материала труб).
  2. Выполнить монтаж котла и котельного оборудования согласно руководству по эксплуатации котла.
  3. Изготовить расширительный бак, установить его на чердаке.
  4. Выполнить монтаж вертикального стояка.
  5. Установить радиаторы в комнатах.
  6. Произвести окончательный монтаж труб, соединяющих все элементы системы.
  7. Выполнить теплоизоляцию расширительного бака.
  8. Заполнить систему.
  9. Проверить систему на герметичность.
  10. Произвести пробный запуск.

Расширительный бачок для ОС

В качестве расширительного бака (РБ) может служить любая открытая самодельная металлическая ёмкость или фляга с требуемым объёмом не менее 15% от общего объёма теплоносителя в системе.

РБ выполняет следующие функции:

  • Служит буферной ёмкостью для размещения излишков теплоносителя, которые возникают из-за расширения жидкости при нагреве в котле.
  • Обеспечивает атмосферное давление в системе.
  • Является элементом, через который систему покидают пузырьки воздуха. Всплытие пузырьков воздуха обеспечивается уклоном труб.

Рекомендации по монтажу:

  • Монтаж вертикального стояка от котла следует выполнять из стальной трубы диаметром 40–50 мм.
  • Размер остальных труб – чем больше, тем лучше (меньше гидравлическое сопротивление).
  • Лучше всего использовать чугунные радиаторы.
  • Стараться минимизировать количество поворотов труб и запорно-регулирующей арматуры.
  • Применять только полнопроходные шаровые краны.

Особенности установки в частном доме

Перед работой следует убедиться в том, что конструкция дома отвечает требованиям самотечной системы:

  • Небольшая площадь (не более 150 м²).
  • Наличие чердака.
  • Возможность низкой установки котла по отношению к последнему радиатору.

Что делать, если в баке быстро закипает вода?

Если обнаружено, что вода закипает быстро, нужно как можно быстрее выполнить весь комплекс действий по аварийной остановке котла (перечисленных в инструкции по эксплуатации), чтобы избежать разрушения оборудования.

Затем надо разобраться с причинами.

Если вода закипела при первом запуске котла, то необходимо проверить гидравлический расчёт и правильность выбора и монтажа всех элементов.

Если вода закипает спустя какое-то время после нормальной работы, то нужно проверить следующие параметры:

  • уровень теплоносителя в системе (необходимость подпитки);
  • работоспособность котла;
  • нормальную работу обратного клапана (при наличии насоса с байпасом);
  • нормальную работу расширительного бака.

Полезное видео

В видео представлено, как работает обычная однотрубная отопительная система с естественной циркуляцией.

Дёшево, надёжно и практично

ОС проста в эксплуатации и дешева в монтаже.

Для осуществления циркуляции в самотечной системе нужно знать принцип её действия и иметь точный гидравлический расчёт всех элементов, для чего рекомендуется обратиться к специалистам.

Булькает котел отопления – Почему закипает вода в котле или системе отопления? Почему в котле булькает вода

Существует несколько причин того, почему вода кипит в котле отопления. К примеру, закипание часто является следствием того, что жидкость греется в котле быстрее, чем тепловая энергия передается в отопительную магистраль. Это бывает из-за:

  • неправильной установки системы;
  • того, что нет циркуляции (либо ее скорость низкая) – обычно происходит в системах открытого типа с расширительным баком;
  • слишком большой мощностью прибора по сравнению с батареями;
  • низкого количества воды в магистрали.

Низкая скорость циркуляции

Так, если теплоноситель циркулирует слишком медленно, то теплоноситель не будет в полной мере передавать полученное тепло и, как следствие, вода в котле закипит. Это относится только к тем системам, в которых естественная циркуляция жидкости, а угол наклона или диаметр труб подобран неправильно.

Обратите внимание! В системах с принудительной циркуляцией это бывает исключительно в тех случаях, когда мощность насоса слишком низкая или же он вовсе вышел из строя.

Что делать если булькает вода в системе отопления частного дома?

В наше время мегаполисы стали местом, в которое съезжается достаточно много людей со всех городов России. Но в тоже время наблюдается тенденция выезда жителей таких городов как например Санкт-Петербург в пригороды или деревни. Следуя этой тенденции, вся Ленинградская область усеяна частными домами, которые в свою очередь используются как дачи. В данной статье мы обсудим нюансы системы отопления, а так же основные принципы ее функционирования. Так же мы разберемся с многими проблемами, что возникают в процессе эксплуатации системы отопления, об этом так же мы поговорим, причем весьма детально.

Особенности выбора системы отопления

Система отопления в каждом доме выбирается индивидуально и в данном случае много чего зависит от следующих факторов:

  • Площадь вашего дома
  • Количество этажей в доме
  • Степень утепления дома
  • Климат
  • Количество дверей и окон
  • Вид доступного топлива

Среди данных особенностей стоит выделить последний пункт, ведь именно по нему выбирается котел в системе. Самих видов отопительных систем можно выделить 2, это:

  • Водяное отопление
  • Воздушное отопление

В данном материале мы более детально остановимся на водяном отоплении, поскольку сейчас это наиболее популярный вид отопительных систем в России.

Элементы водяного отопления

Водяное отопление функционирует благодаря взаимодействию данных элементов:

Данные элементы позволяют системе водяного отопления выполнять свои прямые функции. Сейчас уже не для кого не секрет, что водяное отопление имеет такое название из-за того, что в роли теплоносителя выступает вода. Это очень универсальный вид теплоносителя, который не требует установки дополнительного оборудования, но при этом требует постоянного ухода, что бы во время минусовой температуры вода не замерзла. Естественно, что если из строя выходит один из вышеперечисленных элементов, то система не может нормально работать, выполняя свои прямые функции. Об таких неполадках или же другого типа проблемах мы поговорим дальше.

Мало теплоносителя

Если в системе слишком мало воды или образовались воздушные пробки, то это также может стать причиной того, почему вода кипит в отопительном котле. Если есть расширительный бак, то нужно попросту добавить воды. В остальных же случаях достаточно стравить воздух (если отсутствует автоматический клапан, разумеется).

Для повышения интенсивности циркуляции следует переоборудовать отопительную систему, а лучше, если есть возможность, поставить циркуляционный насос. В таком случае даже при неправильном наклоне труб вода будет должным образом циркулировать.

Дёшево, надёжно и практично

ОС проста в эксплуатации и дешева в монтаже.

Для осуществления циркуляции в самотечной системе нужно знать принцип её действия и иметь точный гидравлический расчёт всех элементов, для чего рекомендуется обратиться к специалистам.

Существует несколько причин того, почему вода кипит в котле отопления. К примеру, закипание часто является следствием того, что жидкость греется в котле быстрее, чем тепловая энергия передается в отопительную магистраль. Это бывает из-за:

  • неправильной установки системы;
  • того, что нет циркуляции (либо ее скорость низкая) – обычно происходит в системах открытого типа с расширительным баком;
  • слишком большой мощностью прибора по сравнению с батареями;
  • низкого количества воды в магистрали.

Высокая мощность котла

В случае если мощность прибора выше теплоотдачи магистрали, это также может привести к закипанию воды. Особенно если система регулировку воздухоподачи сломана или отсутствует вовсе. Здесь есть несколько вариантов решения проблемы:

  • поставить автоматическую систему регулировки;
  • поставить аналогичную, но полуавтоматическую;
  • поменять котел (если тот сделан своими руками);
  • нарастить количество батарей;
  • повысить их мощность.

Обратите внимание! Кроме того, вы можете врезать в магистраль бойлер косвенного нагрева – это прибор будет «впитывать» в себя некоторую часть энергии из системы для подогрева воды и послужит при этом своего рода теплоаккумулятором.

Проблема с циркуляцией

Если у вас есть циркуляционный насос, но система работает нестабильно, то проблема может крыться в нем. Для проверки работоспособности приложите руку к батарее – если ощущаете легкую вибрацию, значит, насос работает нормально, если нет – выполните следующие действия.

  1. Проверьте и зачистите электроконтакты.
  2. Проверьте детали насоса на предмет износа и наличия известковых отложений (если используется обычная водопроводная вода).
  3. Наконец, можно выключить насос, открутить пробку и с предельной осторожностью провернуть вал. На некоторое время это должно помочь. Для удаления отложений можно использовать лимонную кислоту.

Надеемся, теперь вы знаете, почему закипает вода в котле. Чтобы избежать подобных проблем в будущем, советуем посмотреть тематический видеоролик, а более детально о котлах можете узнать тут – https://formulatepla.com.ua/7-kotly-dlitelnogo-goreniya.

Наиболее распространенные ситуации

Чаще всего встречается такой источник проблемы, как воздушная пробка в одном из узлов. Нужно тщательно исследовать всю систему, ориентируясь на циркуляцию горячей воды. Если из какого-то трубопровода вместо горячей поступает теплая жидкость, значит, именно здесь образовалось скопление воздуха. Необходимо стравить лишний воздух из системы с помощью спускных клапанов. Если данная неполадка не была обнаружена в ходе проверки, вероятнее всего, причина кипения кроется непосредственно в функционале котла.

Видео – Уход за котлом отопления

Причина закипания котла заключается в том, что вода в системе отопления не успевает в достаточной степени охладиться. Движение теплоносителя (воды) должно быть рассчитано таким образом, чтобы он по пути через все радиаторы успел полностью остыть и в котёл возвращался уже охлаждённым. Если этого не происходит, то перегретая вода на входе в котёл успевает закипать во время движения по нему.

Существует целый ряд факторов, приводящих к перегреву воды в котле. В основе каждого из них лежит либо неправильный расчёт системы отопления, либо выход из строя отдельных её элементов. Более точное определение источников сбоя стабильной работы теплосистемы требует подробного анализа конкретной схемы.

Наиболее подвержены данной проблеме именно твердотопливные котлы длительного горения. При анализе происхождения неисправности, в первую очередь следует установить, на каком этапе обустройства отопления был обнаружен процесс вскипания воды. Тут может быть два варианта:

  1. Теплоноситель в котле начал кипеть сразу после завершения монтажа труб и первого запуска.
  2. Закипание воды произошло в системе, которая до этого работала исправно на протяжении нескольких месяцев или лет.
Читать еще:  Почему коптит котел

Принцип работы

Схематично отопительный контур ОС можно представить в виде длинного вертикального кольца. Одна сторона кольца – с горячей водой (стояк подачи от котла к РБ), другая сторона – с холодной (стояк с обраткой от радиаторов). Плотность горячего теплоносителя меньше, чем холодного – от нагревания вода расширяется.

Следовательно, вес воды и давление водяного столба в холодной части контура будет выше, чем вес воды и давление столба в горячей ветке.

По закону сообщающихся сосудов жидкость будет стремиться к уравновешиванию давлений – к переходу из холодной ветки в горячую.

Так как контур – это такое замкнутое кольцо, происходит циркуляция или самотёк теплоносителя.

В ОС из физического принципа циркуляции следуют три конструктивные особенности системы:

  • Стояк подачи максимально утепляется по всей высоте.
  • Котёл находится как можно ниже последнего радиатора.
  • В контуре имеется ёмкость для выхода избыточного объёма нагретого теплоносителя – расширительный бак (для обеспечения пониженной плотности и низкого давления водяного столба в нагретой ветке).

С естественной циркуляцией

Теплоноситель при естественной циркуляции движется под действием циркуляционного напора Pн (в мм. водного столба):

Pн=H x (pхол – pгор).

  • Н – перепад высот между котлом и последним радиатором, м;
  • pхол — плотность воды в холодном стояке обратки, кг/м³;
  • pгор — плотность воды в горячем стояке подачи, кг/м³.

Во время циркуляции по контуру теплоноситель тратит часть давления на преодоление гидравлического сопротивления труб, радиаторов, запорной арматуры. Поэтому при проектировании ОС выбирают материалы с низким гидравлическим сопротивлением, чтобы они в сумме не превышали расчётный напор (не запирали систему).

Важно! В теплоносителе ОС присутствует воздух, который подмешивается в расширительном бачке. Для удаления воздуха трубы делают с наклоном не менее 3–5 мм на п. м. трубы.

С циркуляцией от насоса

Для увеличения естественного напора в контур ОС включают циркуляционный насос.

Существует два места врезки насоса в существующую ОС:

  1. На трубе обратки перед котлом. Расширительный бачок при этом переподключают к трубе обратки перед насосом (в зоне всасывания).
  2. На верхней подающей трубе сразу после точки подключения расширительного бачка.

Справка! Место врезки насоса оборудуют байпасом с лепестковым обратным клапаном.

Однотрубная

Однотрубная система с естественной циркуляцией делается только с верхней раздачей теплоносителя.

Все радиаторы в стояке однотрубной ОС соединяются последовательно – выход одной батареи подключается ко входу другой.

  • Малое количество труб.
  • Простота монтажа.
  • Несбалансированность системы – верхние батареи горячие, нижние – холодные. Для выравнивания температурного режима нижние радиаторы устанавливают с большим количеством секций.
  • Невозможность проведения терморегуляции из-за высокого сопротивления регулирующих кранов.

Двухтрубная

Двухтрубная система характеризуется тем, что к каждому радиатору подходят две трубы: одна доставляет горячий теплоноситель от стояка подачи, другая отводит охлаждённую воду в стояк обратки.

Плюсы двухтрубной системы:

  • Сбалансированность всех батарей по температуре.
  • Радиатор можно заменить без отключения котла.
  • Увеличенный расход труб.
  • Трудоёмкость монтажа.

С верхней подачей

Горячая вода подаётся от котла вверх по вертикальному стояку на чердак или под крышу, откуда разводится по лежакам к вертикальным радиаторным веткам (как однотрубным, так и двухтрубным). Пройдя радиаторы, охлаждённый теплоноситель собирается в обратку и поступает в котёл.

С нижней подачей

При нижней подаче нагретый теплоноситель поступает в радиаторные ветки снизу вверх. Трубопроводы подачи и обратки прокладываются рядом друг с другом на уровне пола.

Внимание! Такая система не загромождает помещение обилием труб, но требует установки кранов Маевского на каждый радиатор для выпуска воздуха.

  • Простота монтажа.
  • Долговечность.
  • Для циркуляции не требуется электроэнергия.
  • Система саморегулирующаяся – скорость теплоносителя зависит от температуры в комнатах.
  • Подходит не для всех помещений – нужен чердак, где ставится расширительный бак и прокладываются горизонтальные трубы.
  • Требует как можно более низкого расположения котла – в приямке или подвале.
  • Медленный нагрев при запуске.
  • Непрезентабельный внешний вид (железные трубы большого диаметра, чугунные радиаторы).
  • Малый радиус действия – не более 30 метров от котла.
  • Невозможность использования антифриза из-за ядовитости испаряемых паров.

Форум BAXI

Крупнейший профессиональный форум BAXI в России

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Пользователи
  • Наша команда
  • Благодарности
  • 16.04.2021 — Конференция перенесена в отдельный поддомен. Теперь мы по адресу forum.baxi.ru.
  • 15.11.2019 — Под обсуждение устройства ZONT выделен отдельный раздел на форуме.
  • 19.07.2019 — Вышла в свет семинарская тетрадь BAXI 3кв. 2019 года (119 Мб). Скачать
  • 20.06.2019 — В продажу поступили стабилизаторы напряжения BAXI Energy.
  • 16.04.2019 — Стартовали продажи котлов BAXI Eco Nova.
  • 16.11.2018 — Вышла в свет семинарская тетрадь BAXI 4кв. 2018 года (8 Мб). Скачать

Закипает вода в системе отопления

Закипает вода в системе отопления

Сообщение Фатима » 06 ноя 2015, 15:40

Закипает вода в системе отопления

Сообщение стройгазсервис » 06 ноя 2015, 16:09

Закипает вода в системе отопления

Сообщение RADAR » 06 ноя 2015, 18:25

Закипает вода в системе отопления

Сообщение Фатима » 07 ноя 2015, 21:14

Закипает вода в системе отопления

Сообщение Фатима » 07 ноя 2015, 21:26

Закипает вода в системе отопления

Сообщение RADAR » 07 ноя 2015, 22:54

Закипает вода в системе отопления

Сообщение Фатима » 08 ноя 2015, 21:29

Закипает вода в системе отопления

Сообщение BAXI-Ural » 08 ноя 2015, 21:45

Закипает вода в системе отопления

Сообщение Фатима » 08 ноя 2015, 23:08

Закипает вода в системе отопления

Сообщение RADAR » 08 ноя 2015, 23:37

Закипает вода в системе отопления

Сообщение BAXI-Ural » 08 ноя 2015, 23:49

Закипает вода в системе отопления

Сообщение Фатима » 09 ноя 2015, 00:17

Закипает вода в системе отопления

Сообщение RADAR » 09 ноя 2015, 00:46

Закипает вода в системе отопления

Сообщение a_no_name » 09 ноя 2015, 02:21

Закипает вода в системе отопления

Сообщение garry » 09 ноя 2015, 09:00

Датчик настроен на полкило. Откуда вы взяли 1,5?

мне теперь каждый раз с насосом плясать перед запуском
Если систему криво собрали и будет утечка — да, бегать с насосом.
И да. Причем тут антифриз? Нельзя было воды насосом надавить в систему?

смысл теряется. :okdoc:

Отправлено спустя 7 минут 4 секунды:
Буду признателен, если кто-то из понимающих объяснит, почему у автора темы проблема со скачками давления решилась после того как он прочистил шток трехходового картриджа.

Почему вода кипит в котле отопления

[contents]

Существует несколько причин того, почему вода кипит в котле отопления. К примеру, закипание часто является следствием того, что жидкость греется в котле быстрее, чем тепловая энергия передается в отопительную магистраль. Это бывает из-за:

  • неправильной установки системы;
  • того, что нет циркуляции (либо ее скорость низкая) – обычно происходит в системах открытого типа с расширительным баком;
  • слишком большой мощностью прибора по сравнению с батареями;
  • низкого количества воды в магистрали.

Низкая скорость циркуляции

Так, если теплоноситель циркулирует слишком медленно, то теплоноситель не будет в полной мере передавать полученное тепло и, как следствие, вода в котле закипит. Это относится только к тем системам, в которых естественная циркуляция жидкости, а угол наклона или диаметр труб подобран неправильно.

Обратите внимание! В системах с принудительной циркуляцией это бывает исключительно в тех случаях, когда мощность насоса слишком низкая или же он вовсе вышел из строя.

Мало теплоносителя

Если в системе слишком мало воды или образовались воздушные пробки, то это также может стать причиной того, почему вода кипит в отопительном котле. Если есть расширительный бак, то нужно попросту добавить воды. В остальных же случаях достаточно стравить воздух (если отсутствует автоматический клапан, разумеется).

Для повышения интенсивности циркуляции следует переоборудовать отопительную систему, а лучше, если есть возможность, поставить циркуляционный насос. В таком случае даже при неправильном наклоне труб вода будет должным образом циркулировать.

Высокая мощность котла

В случае если мощность прибора выше теплоотдачи магистрали, это также может привести к закипанию воды. Особенно если система регулировку воздухоподачи сломана или отсутствует вовсе. Здесь есть несколько вариантов решения проблемы:

  • поставить автоматическую систему регулировки;
  • поставить аналогичную, но полуавтоматическую;
  • поменять котел (если тот сделан своими руками);
  • нарастить количество батарей;
  • повысить их мощность.

Обратите внимание! Кроме того, вы можете врезать в магистраль бойлер косвенного нагрева – это прибор будет «впитывать» в себя некоторую часть энергии из системы для подогрева воды и послужит при этом своего рода теплоаккумулятором.

Проблема с циркуляцией

Если у вас есть циркуляционный насос, но система работает нестабильно, то проблема может крыться в нем. Для проверки работоспособности приложите руку к батарее – если ощущаете легкую вибрацию, значит, насос работает нормально, если нет – выполните следующие действия.

  1. Проверьте и зачистите электроконтакты.
  2. Проверьте детали насоса на предмет износа и наличия известковых отложений (если используется обычная водопроводная вода).
  3. Наконец, можно выключить насос, открутить пробку и с предельной осторожностью провернуть вал. На некоторое время это должно помочь. Для удаления отложений можно использовать лимонную кислоту.

Надеемся, теперь вы знаете, почему закипает вода в котле. Чтобы избежать подобных проблем в будущем, советуем посмотреть тематический видеоролик, а более детально о котлах можете узнать тут – http://formulatepla.com.ua/7-kotly-dlitelnogo-goreniya.

Видео – Уход за котлом отопления

F.A.Q. о котлах и отоплении

Почему закипает вода в котле или системе отопления

Ответ

Вода в котле отопления может закипать из-того, что скорость нагрева её в котле превышает скорость отдачи тепла в системе отопления дома. Это может происходить по нескольким причинам:

    • недостаточная скорость циркуляции теплоносителя или её отсутствие;
    • недостаточное количество теплоносителя (воды) в системе — чаще всего случается в открытых системах с расширительным бачком;
    • превышение мощности отопительного котла по сравнению с общей мощностью (теплоотдачей) радиаторов отопления дома, с учетом потерь — при отсутствии системы регулирования тяги (мощности) котла;
  • неправильный монтаж системы отопления.

Теперь рассмотрим эти причины более подробно.

При недостаточной скорости циркуляции теплоносителя нагретая вода не успевает отдать в систему полученное в котле тепло и может нагреться в котле до температуры кипения. Это может происходить системах отопления с естественной циркуляцией теплоносителя, если не соблюдены правильные уклоны монтажа труб или реже — если их диаметр недостаточный. При принудительной системе циркуляции это может происходить, если циркуляционной насос подобран не правильно, неисправен, не работает или отсутствует подача на него электрического тока.

Также вода в котле может закипать, если в системе по каким-либо причинам недостаточно воды (теплоносителя) и в неё попал воздух. Если система отопления с естественной циркуляцией и с обычным расширительным бачком такое иногда происходит и в этом случае необходимо просто долить воды. В зависимости от конструкции системы отопления, иногда требуется и стравить из системы или какой то её части воздух (при отсутствии автоматического клапана).

Чтобы увеличить циркуляцию воды в системе отопления необходимо переделать систему отопления или же, лучше всего, установить циркуляционный насос. Даже при не совсем правильных уклонах труб или при их отсутствии циркуляционный насос обеспечит необходимую циркуляцию.

Вода в системе отопления может закипать также, если установленный котел по мощности намного превышает мощность теплоотдачи всей системы, особенно при отсутствии или неисправности системы автоматического регулирования (тяги) подачи воздуха. В этом случае необходимо установить полу- или автоматическую систему регулирования тяги, заменить котел (если он самодельный без системы регулирования тяги) или увеличить количество или мощность радиаторов. Также, как вариант, можно установить в системе косвенный водонагреватель (бойлер), который будет отбирать из системы часть тепла на нагрев воды и служить своеобразным теплоаккумулятором.

Почему закипает, бурлит и булькает антифриз в расширительном бачке. Последствия закипания.

Работоспособность системы охлаждения двигателя во многом зависит от качества охлаждающей жидкости. В норме смесь прекрасно функционирует и не теряет своих свойств вне зависимости от температуры на улице. Если же антифриз закипает или его уровень резко снижается, это свидетельствует о проблемах либо в самой системе, либо в составе жидкости.

Для чего нужен антифриз

Главная функция охладителя – отводить тепло от нагретых деталей двигателя, не замерзать при отрицательных температурах и одновременно с этим не слишком перегреваться при больших нагрузках. Этим требованиям отвечают современные жидкости на основе двухатомного спирта, или этиленгликоля, либо пропиленгликоля. Помимо основной функции, антифриз служит нескольким дополнительным:

  • от его функционирования в системе охлаждения зависит уровень обогрева салона в холодное время года;
  • он обладает антикоррозийными свойствами и защищает комплектующие, с которыми соприкасается, от разрушения.

Последнее свойство возможно за счет присадок, создающих на месте очагов коррозии защитный слой либо, в зависимости от состава жидкости, обволакивающих поверхность всех комплектующих. SINTEC Multifreeze объединяет в себе обе технологии и действует по гибридному методу: неорганические присадки образуют защитный слой, карбоновые кислоты дополнительно защищают места образования коррозии.

Как работает система охлаждения

Иногда за закипание по ошибке можно принять легкое бурление, которое возникает при нормальной работе охладительной системы. В ней есть два контура: малый, в который входит водяная рубашка двигателя, термостат и печь, и большой – он проходит через основной радиатор. Алгоритм движения антифриза выглядит так:

  • пока двигатель не прогрелся, работает только малый контур, в расширительном бачке нормальное количество жидкости;
  • по мере нагрева открывается большой контур циркуляции, антифриз нагревается и увеличивается в объемах, попадает в бачок, отверстие в крышке которого стравливает лишнее давление;
  • когда система нагревается до определенного уровня, жидкость проходит через радиатор, а излишки сбрасываются через его патрубок. Иногда в этот момент может возникнуть ощущение, что антифриз закипает, тогда как в действительности это не так;
  • при остывании двигателя давление падает, жидкость уменьшается в объеме, через перепускной клапан в систему входит воздух.

Причины закипания антифриза

В действительности кипеть жидкость начинает в двух случаях: либо нарушен состав самого антифриза, либо в системах авто что-то не так, и алгоритм работает со сбоями. В норме кипения и тем более выкипания быть не должно – это свидетельствует о перегреве смеси.

Низкое качество смеси. Большинство антифризов на рынке на 90 % состоят из моноэтиленгликоля, еще 3–5 % составляет вода, а 5–7 % – присадки. Средняя температура кипения такой жидкости – 115 градусов. Если состав нарушен и воды в антифризе больше, чем нужно, температура кипения снижается, и охладитель закипает, в том числе при нормальной работе двигателя и других систем. Способ не допустить этого – покупать качественный и проверенный антифриз, не смешивать жидкости, которые не сочетаются друг с другом, избегать подделок и с осторожностью относиться к непроверенным продавцам.

Отработанный хладагент. В процессе эксплуатации ОЖ неизбежно происходит выработка присадок, которые имеют свой рабочий ресурс. В случае с антифризами класса G11 он составляет 2-3 года, G12 – 3-5лет, G13 – до 6-7 лет.

это важно! Но в среднем через каждые 3-4 года работы нужно менять охлаждающую жидкость именно по причине окончания срока действия ее ингредиентов. Со временем теряет свои первоначальные свойства и базовый состав хладагента. Такой антифриз может закипеть в условиях, вполне приемлемых для нового качественного состава. Если вы заметили признаки «старения» антифриза (например, он потемнел), лучше заменить такую жидкость, не дожидаясь регламентного срока.

Читать еще:  Термостаты и автоматика для управления циркуляционным насосом отопления

Воздушная пробка. Достаточно часто ОЖ закипает в системе охлаждения из-за образования воздушной пробки, препятствующей нормальной циркуляции хладагента. Такое явление иногда происходит после замены охлаждающей жидкости. Чтобы устранить воздух из системы, машину устанавливают под уклоном, приподнимая переднюю ее часть. После этого выкручивают пробку радиатора и запускают двигатель. Стравливать воздух лучше вдвоем: один человек легко нажимает на педаль газа, второй в это время сдавливает патрубки до тех пор, пока в горловине радиатора перестанут появляться пузырьки. Если этот способ не принес результата, то ослабляют верхний патрубок, который приходит от печки, предварительно подготовив емкость для слива жидкости. Затем включают мотор и наблюдают за вытекающим антифризом: если воздушные пузырьки больше не идут, значит, пробка успешно удалена. Остается долить хладагент до нормы.

Недостаточное количество ОЖ. Если в автомобиле кипит антифриз, то прежде всего нужно обратить внимание на уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Недостаточное количество ОЖ – одна из наиболее распространенных причин закипания хладагента. Что в этом случае требуется от автовладельца? Разобраться с причиной падения уровня жидкости и долить недостающий объем антифриза. Прежде чем заливать ОЖ, нужно дождаться, пока система остынет, т. к. разогретый состав может под давлением вырваться наружу и нанести ожог. Затем следует убедиться, что утечек нет, хомуты затянуты, шланги и патрубки повреждений не имеют. Если дефектов не обнаружено, можно доливать антифриз.

Неисправности в автомобиле. Есть и другая причина. Если жидкость качественная и Вы в этом уверены, она может закипеть при излишнем превышении рабочей температуры. Это значит, что двигатель слишком сильно нагревается, и это может быть вызвано сбоями в работе систем.

На что смотреть. В первую очередь следует проверить:

  • термостат. Если он сбоит, большой контур циркуляции может просто не открыться, и в результате жидкость так и будет циркулировать по малому;
  • крышки расширительного бачка и радиатора. Их неисправность может привести к разгерметизации и снижению давления, в результате чего снизится температура кипения антифриза;
  • температурные датчики. Если они сломаны, работают некорректно, температура охлаждающей жидкости будет определяться неверно, что в конечном итоге приведет к ее перегреву;
  • электромотор охлаждения. Он отвечает за охлаждение радиатора, если антифриз нагревается выше определенной температуры, и сбой в его контактах или самом электродвигателе приводит к остановке работы;
  • помпу. Поломка или износ водяного насоса способны привести к неполадкам в его работе.

Радиатор. Износ самого радиатора – причина, по которой он может приводить к закипанию антифриза. Каналы, по которым течет жидкость, забиваются пылью, в них попадают насекомые, на них образуются отложения. В результате они становятся уже, и протекающий по ним охладитель не успевает остынуть и перегревается.

Почему антифриз бурлит

В отличие от закипания легкое бурление антифриза при работе – нормальное явление, которого не следует бояться. Отличить одно от другого поможет измерение температуры или внешний осмотр: охлаждающая жидкость закипает при температуре от 115 градусов (если смесь некачественная и сильно разбавлена водой, этот показатель может быть ниже). Тем не менее, если антифриз слишком сильно бурлит, обратите на этот признак внимание: лучше заблаговременно проверить узлы.

Чем опасно кипение

Закипание охлаждающей жидкости свидетельствует либо о плохом качестве или недостаточном уровне смеси, либо о серьезных неполадках в системе охлаждения. Они могут спровоцировать ряд неприятных последствий, в том числе опасных для нормальной работы авто:

  • перегрев элементов двигателя или системы охлаждения, влекущий за собой выход их из строя;
  • исчезновение антифриза из бачка: он может полностью выкипеть, результатом чего станет некорректная работа всей системы.

Ремонт автомобиля может повлечь за собой серьезные расходы. Если не разобраться с причиной выкипания антифриза, понадобится постоянно закупать новую жидкость, а в случае перегрева скорая поломка практически неминуема. Так что, если Вы обнаружили, что жидкость в расширительном бачке нетипичным образом булькает, а ее уровень снижается, постарайтесь принять меры как можно скорее.

Что делать, если кипит антифриз

это важно! В первую очередь нужно разобраться, почему это происходит: обследовать все узлы, которые могут стать причиной кипения. Если обнаружились неполадки в клапане, радиаторе, помпе или других элементах систем машины, их необходимо заменить либо отремонтировать как можно быстрее.

Как выбрать хороший антифриз

По цвету и запаху жидкости бывает довольно сложно понять, хорошая она или некачественная. Рекомендуется не экспериментировать и выбирать марки антифриза, подходящие для Вашей модели машины, или универсальные варианты, такие как мультифриз. Покупать охладитель нужно только в проверенных местах, чтобы не бояться столкнуться с некачественной подделкой. Правильно подобранная жидкость в автомобиле, в системах которого нет неисправностей, не будет кипеть, приводить к перегреву или поломке элементов. Главное – внимательно относиться к таблицам совместимости, не смешивать несочетаемые типы и пользоваться только проверенными марками. SINTEC Multifreeze, сочетающийся со всеми типами машин и подходящий практически для любых условий эксплуатации, станет хорошим выбором.

Что делать, когда кипит вода в котле отопления?

Разберем ситуацию, когда закипает вода в котле отопления, и он выключается в аварийном режиме из-за перегрева теплоносителя. Рассмотрим несколько типов котлов и распространенные причины возникновения в них такой проблемы.

Котлы с автоматическим розжигом.

В контуре отопления нарушена циркуляция воды.

Из-за медленного перемещения теплоносителя в системе отопления, вода в теплообменнике перегревается, и котел останавливается в аварийном режиме. На скорость движения жидкости в системе может повлиять снижение работоспособности или поломка насоса, загрязнение фильтра, установленного на «обратке» контура отопления, неправильная работа трехходового клапана.

Производительность циркуляционного насоса снижается из-за загрязнения лопастей турбины или внутренней полости.

Фото 1 – модуль циркуляционного насоса газового котла с автоматическим розжигом.

Для его ревизии необходимо:

  1. Плавно остановить, переводя ручку регулятора температуры воды в крайнее нулевое положение и дождавшись завершения процесса, обесточить котел.
  2. Демонтировать лицевую часть корпуса.
  3. Определить место установки насоса.
  4. Закрыть запорный кран (№ 2, № 3, № 4 фото 2) подающей, обратной линии, подвода холодной воды.
  5. Через сливной кран спустить воду из котла и оставить его в открытом положении.
  6. Ослабить крепеж насоса до поступления воздуха в контур для слива остаточной жидкости из системы.
  7. Демонтировать крепление, штекер питания и изъять модуль (двигатель с турбиной).
  8. Очистить от грязи лопасти, внутреннюю полость и резиновое уплотнение механизма.
  9. Собрать насос.
  10. Открыть кран подвода холодной воды.
  11. Приоткрыть кран подпитки для проверки герметичности гидравлической части котла.
  12. Открыть кран подающей и обратной линии.
  13. Заполнить систему водой до давления 1 бар.
  14. Включить котел в режиме циркуляции для удаления воздуха.

Фото 2 – пример разводки труб системы отопления.

В котлах с электронным управлением, при поломке насоса на приборной панели высветится соответствующий код неисправности, который расшифровывается при помощи паспорта котла или электронных каталогов, размещенных на сайте производителя.

Проверка и очистка фильтра:

  1. Плавно остановите работу котла.
  2. При помощи кранов (№1, №2), установленных перед фильтром и за ним, перекройте подачу воды.
  3. Используя сливной кран фильтра, удалите воду из изолированного участка.
  4. Открутите колбу и произведите очистку сетчатого улавливателя.
  5. Соберите все компоненты фильтра.
  6. Откройте ранее закрытые задвижки.
  7. При снижении системного давления, подпитайте контур.
  8. Включите котел в позицию удаления воздуха.

Проверка трехходового клапана.

В двухконтурных настенных газовых котлах, переключение из режима отопления в позицию горячего водоснабжения осуществляется с помощью трехходового клапана. Он состоит из сервопривода (двигателя с редуктором), штока, резиновых уплотнений, клапана и корпуса с входными и выходными отверстиями. Нарушение в работе этого устройства может привести к прекращению циркуляции теплоносителя и, как следствие этого, образуется перегрев теплообменника.

Чтобы проверить состояние трехходового клапана необходимо плавно остановить котел и обесточить систему. Проверить исправность двигателя, а для этого, к клемам питания подсоединить щупы омметра. Если он показывает 80 — 300 Ом, значит двигатель исправен, а если другие показания (0 или 1), то неисправен.

Трехходовой клапан может не переключаться по причине заклинивания редуктора привода, или из-за деформации самого клапана. При выявлении нарушений работы клапана, он меняется на исправный, либо подвергается ревизии.

Котлы с полуавтоматическим розжигом.

Отопительное оборудование, оснащенное автоматикой Eurosit 630, или подобной, относится к полуавтоматическим, потому что основные горелки зажигаются от пламени фитиля, который горит на протяжении всей работы котла.

Причины и методика устранения закипания воды в котлах с полуавтоматическим розжигом.

Неисправность датчиков температуры теплоносителя.

Температуру воды в контуре отопления контролируют датчики (термисторы), которые размещаются в подающей и обратной линии котла. Исправный датчик при изменении температуры теплоносителя, меняет свое сопротивление. Например, при 25 0С оно приблизительно будет равно 10 кОм, а при 45 0С — 4,913 кОм. По типу конструкции датчик может быть накладным (снимает параметры через медную стенку трубы) или погружным (контактирует с теплоносителем без посредника). Если зондам вовремя не проводить ревизию, тогда на контактной поверхности образуется неметаллический налет, ухудшающий теплопередачу и становящийся причиной их повреждения.

Для исследования состояния термистора, к контактам датчика подключается тестер в позиции омметра. Если он фиксирует:

  • сопротивление в пределах 1 — 30 кОм, значит датчик исправный;
  • 1 или 0, зонд подлежит замене.

Порядок замены датчика температуры:

  1. В зависимости от типа зонда, он выкручивается или снимается с трубы.
  2. Перед установкой нового датчика, для накладных термисторов, на подготовленное основание, с которого удаляются грязь, окислы, жир наносится термопаста, например, МХ 4. Для погружных зондов, — зачищается посадочное место, а на монтажную резьбу наматывается фумлента.

Термопаста для накладных датчиков температуры.

При поломке зонда в автоматических котлах на его приборной панели высветится код неисправности. Так же, теплоноситель может перегреваться по причине неисправности насоса и загрязнения фильтра. Способы выявления и устранения таких неполадок описаны выше.

Статьи по теме:

Во время ремонта в помещении или устройства в нем системы обогрева возникает вопрос о том, как выбрать электрический теплый пол, в каких случаях он.

Представлена информация о циркуляционном насосе Wilo MTSL 15/5 HE-2. Рассмотрим назначение устройства, его принцип действия, причины неисправности.

В статье описаны пять практичных способа по устранению обледенения на коаксиальном воздухопроводе.

Рассмотрен принцип работы, показаны основные признаки и причины неисправности, способы диагностики и ремонта вентилятора (дымососа) газового котла.

Перечислены основные причины изменения давления в закрытой системе отопления, приведены эффективные способы стабилизации давления теплоносителя в.

Почему закипает антифриз и чем это опасно?

Постоянное кипение жидкости в системе охлаждения автомобиля следует воспринимать как серьезную неисправность, поскольку она угрожает перегревом силового агрегата. Примечательно, что явление может возникнуть из-за мелких неполадок, но привести к плачевным последствиям, если своевременно не устранить дефект. Почему закипает антифриз в расширительной емкости авто и какими способами бороться с неисправностью, рассказывается в данной публикации.

О работе системы охлаждения

Без понимания принципа действия охлаждающей системы трудно диагностировать причины неполадок и производить ремонт. Схема функционирует по такому алгоритму:

  1. Пока мотор не прогрет, антифриз (тосол) циркулирует по малому кругу охлаждения, включающему водяную рубашку двигателя, печку и термостат. Уровень жидкости (сокращенно – ОЖ) в расширительном бачке остается в пределах нормы.
  2. По мере нагрева мотора термостат открывает большой контур циркуляции – через основной радиатор. Антифриз в системе расширяется и его излишки поступают в бачок. Возрастающее давление стравливается перепускным клапаном крышки.
  3. При достижении 95 °С вся жидкость проходит через главный радиатор и расширяется до максимального объема. Сброс ее излишков происходит через дополнительный верхний патрубок радиатора, поэтому возникает впечатление, что антифриз кипит в емкости.
  4. Остывание силового агрегата приводит к сжатию ОЖ до первоначального объема и падению давления. Чтобы не возникло разрежение, перепускной клапан пробки расширительного бака впускает в систему наружный воздух.

Справка. В некоторых моделях авто предусматривается 2 сброса излишков антифриза в бачок – из радиатора и салонного отопителя.

В зависимости от конструкции охлаждающей системы крышка с клапаном устанавливается на расширительную емкость либо горловину радиатора. Во втором случае сброс жидкости начинается после превышения определенного давления, а бачок постоянно сообщается с атмосферой посредством отверстия в пробке.

Кипение из-за перегрева

Для начала следует разделить 2 понятия – закипание охлаждающей жидкости в результате перегрева и бурление антифриза в расширительном бачке. Первая неисправность сопровождается скачком температуры выше 115 °С (при таком нагреве ОЖ начинает кипеть) и возникает из-за следующих причин:

  • заслонка термостата заклинила в приоткрытом положении, жидкость движется по малому контуру и не успевает охладиться;
  • вышел из строя датчик, включающий электрический вентилятор;
  • соты основного радиатора сильно засорены;
  • в системе образовалась воздушная пробка, препятствующая нормальной циркуляции;
  • заклинил либо переломился вал помпы, рассыпалась крыльчатка насоса;
  • антифриз чересчур разбавлен водой, закипающей при 100 °С.

Если охладитель закипел по одной из указанных причин, двигатель перегревается и может выйти из строя в любой момент. От воздействия высокой температуры алюминиевые поршни прибавляют в диаметре и задирают стальные гильзы цилиндров. Водитель, заметивший показания прибора температуры ОЖ и не заглушивший мотор, рискует поменять поршневую группу с расточкой цилиндров, иногда – вместе с коленвалом.

Когда вы замечаете критический скачок стрелки термометра на приборной панели до температуры свыше 110 °С, немедленно остановите двигатель и выясняйте причины закипания и перегрева. Преждевременный капитальный ремонт – удовольствие недешевое.

Насколько опасно бурление антифриза?

Данное явление считается нормой, когда мотор прогрет до рабочей температуры 90–95 °С при условии, что отсутствуют потери охлаждающей жидкости, потеки снаружи бачка и другие ненормальные признаки. Часть антифриза, циркулирующего по большому кругу, сбрасывается в расширительную емкость. Неопытному автолюбителю может показаться, что он закипел, хотя в действительности происходит интенсивный сброс.

Важный момент! Признак серьезной опасности для мотора – повышение температуры ОЖ. Если прибор ее не показывает, перегрев исключен.

Далеко не всякое бурление является безобидным. Если оно происходит на холодном моторе и сопровождается побочными симптомами, есть повод проверить состояние охлаждающей системы. Как выглядят эти признаки и возможные неисправности:

  1. Антифриз неожиданно начинает бурлить через 2–5 мин после остановки двигателя. Скорее всего, проблема в неисправном клапане, встроенном в крышку радиатора. Когда циркуляция прекращается, жидкость в головке цилиндров быстро нагревается и увеличивается в объеме. Поскольку клапан радиатора открыт, она устремляется в бачок через верхний сбросной патрубок.
  2. Бурление и потеки на корпусе расширительного бачка свидетельствуют о застрявшем клапане пробки. Воздух и пар прорываются наружу в слабом месте – по пластиковой резьбе, но могут и «взорвать» емкость.
  3. Из выхлопной трубы идет белый дым в большом количестве, видны потеки на блоке цилиндров. Причина – пробитая прокладка между блоком и головкой цилиндров. Давление газов, создаваемое поршнями, передается в систему охлаждения, отчего бурлит и кипит антифриз в расширительном бачке.

Примечание. Нередко трещина в прокладке объединяет водяные каналы с масляными. Тогда в емкости заметна пенная субстанция – взбитая помпой эмульсия.

Нетрудно догадаться, что пробой прокладки ГБЦ – неисправность критическая, подлежащая немедленному устранению. Проблемы с крышками и встроенными клапанами не настолько фатальны, но ведут к большим потерям антифриза и тому же перегреву, на что указывает частое включение вентилятора.

Как устранить неисправность?

Когда закипает антифриз в расширительном бачке, а стрелка термометра показывает 110 °С и более, нужно заглушить мотор и проверить следующие моменты:

  1. Попробуйте рукой нижнюю часть радиатора. Если она остается холодной, неполадка кроется в термостате. Дайте двигателю остыть и не спеша добирайтесь до гаража либо станции техобслуживания. Неисправный термостат подлежит замене, ремонту он не поддается.
  2. Не срабатывающий вовремя электрический вентилятор подсоедините напрямую к аккумулятору и продолжайте движение в сторону знакомого автоэлектрика, способного поставить точный диагноз.
  3. Определить степень засорения радиатора нереально без разборки системы и демонтажа элемента. Эту версию проверяйте в последнюю очередь.
  4. Заклинивание и разрушение помпы сопровождается резким скачком температуры антифриза и протечкой сальника водяного насоса. Деталь придется заменить, ехать дальше недопустимо.
  5. Признаки образования воздушной пробки идентичны симптомам неисправности термостата. Другое дело, что она не возникает на пустом месте: скорее всего, вы неудачно заполнили систему антифризом.
Читать еще:  Почему шумит циркуляционный насос отопления и как это исправить

Для удаления воздушной пробки снимите шланг в верхней точке системы (обычно это блок дроссельной заслонки) и доливайте жидкости в емкость, пока не потечет из этого патрубка.

Теперь о том, что делать с неисправной крышкой расширительного бачка либо радиатора. Лучшее решение – поменять негодный элемент, ремонт помогает ненадолго. Заодно проверьте состояние пластиковой емкости на предмет трещин, могущих появиться в результате давления жидкости и пара. Ездить с заклинившим перепускным клапаном крайне нежелательно.

Прокладка между головкой и блоком цилиндров меняется незамедлительно. Смесь масла и антифриза натворит много бед, вплоть до гидроудара и разрушения стенок камеры сгорания в дизельном двигателе. Учтите, пробой прокладки не всегда сопровождается белым дымом из выхлопной трубы, поэтому следите за цветом и консистенцией охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Если вам довелось столкнуться с кипением антифриза в дороге, проверьте элементы системы по инструкции, представленной выше. Три причины не позволят своим ходом добраться до СТО – поломка помпы, трещина в прокладке ГБЦ и полная потеря жидкости. В остальных случаях можно двигаться, делая остановки с целью остудить силовой агрегат. При утечке антифриза временно долейте в систему дистиллированную воду.

Почему кипит котел: причины и способы устранения неполадок

Перегрев оборудования небезопасен и для жильцов, и для отопительной системы, поэтому важно при первых признаках диагностировать проблему и внести необходимые изменения в функционал. Специалисты подчеркивают, что здесь важно учитывать тип рабочего агрегата.

Наиболее распространенные ситуации

Чаще всего встречается такой источник проблемы, как воздушная пробка в одном из узлов. Нужно тщательно исследовать всю систему, ориентируясь на циркуляцию горячей воды. Если из какого-то трубопровода вместо горячей поступает теплая жидкость, значит, именно здесь образовалось скопление воздуха. Необходимо стравить лишний воздух из системы с помощью спускных клапанов. Если данная неполадка не была обнаружена в ходе проверки, вероятнее всего, причина кипения кроется непосредственно в функционале котла.

Перегрев котла, заложенного в основу гравитационной отопительной системы, может быть вызван недостаточной интенсивностью циркуляции теплоносителя в контуре. В данной ситуации следует разместить расширительный бак в такой точке дома, которая будет самой возвышенной, в этом случае на котел будет оказана дополнительная нагрузка и к нему направится требуемый нагреваемый ресурс.

Самым практичным методом решения проблемы специалисты признают монтаж циркуляционного насоса и оснащение системы отопления контуром подмеса. Оба вида приспособлений позволяют снизить нагрузку на функционал отопительного прибора, в сеть будет добавляться остывшая вода. Котел будет получать обратку, она обеспечит естественное его охлаждение.

Причины кипения в разных типах котлов

Помимо недостаточной циркуляции и завоздушивания газовые устройства страдают от засорения фильтров: последние нуждаются в периодической чистке или замене. Если отслоившиеся частички накипи засорили проток, могут быть слышны стучащие, щелкающие звуки, здесь нужно прочистить агрегат специальными химикатами. Перегревание может быть вызвано продолжительным застоем системы и последующим резким запуском (нужно обеспечить предварительную прогонку вентиляционной инженерии).

Действия, актуальные при кипении газового котла:

  • проверка полноты циркуляции теплоносителя и фильтров;
  • контроль исправности кранов на радиаторах и циркуляционного насоса;
  • контроль тяги в дымоходе;
  • чистка теплообменника.

Твердотопливные котлы перегреваются вследствие неправильно соотнесения их мощности с параметрами обслуживаемого помещения. Также часто фиксируется проблема роста давления в оборудовании, вызванная отключением циркуляционного насоса.

Паровые котлы серьезно зависят от наличия жидкости в них: из-за низкого уровня стенки перегреваются, возникает аварийная ситуация. Здесь следует прекратить подачу топлива, дождаться остывания устройства и долить рабочую среду.

Почему закипает электрический агрегат:

  • засорение накипью;
  • неисправность термостата, вызывающая функционирование ТЭНа даже после возрастания температуры;
  • неисправность мембраны;
  • недостаточность теплоносителя;
  • поломка циркуляционного насоса;
  • не открыты регуляторы на подаче в обратке.

Профилактикой перегрева станет внедрение буферной емкости, не дающей котлу кипеть, в нее будет направляться лишняя тепловая энергия. Источник бесперебойного питания позволит не бояться отключения контролирующих узлов и насоса. Дополнительный контур для твердотопливного котла позволит своевременно обеспечивать охлаждение. Также специалисты рекомендуют периодически осматривать и обслуживать (вычищать) вентиляционную систему.

Раздувает расширительный бачок. Что делать?

Если раздувает расширительный бачок системы охлаждения автомобилей ВАЗ, не важно какие это модели 2110,2112,2114, 2115 или другие, первое, на что стоит обратить внимание – крышку в которой стоит редукционный клапан для сброса лишнего давления. Т.е. давление не сбрасывается и бачек из-за этого расширяется.

В первую очередь

Попробуйте заменить крышку на новую или взять на время проверки заведомо рабочую.

Обратите внимание, как сильно раздувается бачок. Если не значительно и видно, что не из-за избыточного давления, при этом вы являетесь владельцем ВАЗ 2110-12, то не стоит сильно переживать, так как для таких авто это считается нормой.

Дело в том, что новые бачки для таких автомобилей имеют безреберную конструкцию и изготовлены из пластмассы, которая не сильно хорошо держит форму, поэтому со временем их начинает раздувать.

Хорошо себя зарекомендовали расширительные бачки от Ланоса, Приоры, Нексии их часто ставят вместо Вазовских.

Если же бачок раздувает сильно и при этом его рвет, даже после замены вместе с крышкой, то обратите внимание на следующие моменты:

  1. Закипает ли ОЖ;
  2. Какого цвета масло в картере двигателя;
  3. Если ли в бачке газы из камеры сгорания;
  4. Какое давление в системе охлаждения;
  5. Качество самого бачка.

Газы в расширительном бачке

Наличие газов в расширительном бачке указывает на то, что прогорела прокладка ГБЦ, все признаки этой проблемы. Это одна из основных причин, почему его может раздувать.

Прогорание прокладки могло произойти по причине перегрева двигателя, если конечно не настал срок его капитального ремонта, так как именно на 150 – 250 тыс. км. пробега рассчитан срок службы этой прокладки.

Но тут есть важный момент — бачек не будет расширятся, если исправен клапан в крыше, так как избыточное давление все равно будет сбрасываться, а вот перегреваться двигатель будет. Но, если поток газов очень сильный, то клапан не будет успевать стравливать давление и бачок в итого все равно раздует и даже разорвет.

Для того, чтобы выявить наличие газов в системе охлаждения необходимо:

  1. Визуально осмотреть ОЖ в бочке при работающем двигателе и убедится в наличии или отсутствии пузырьков. Если пузыри есть, то скорее всего прокладка пробита.
  2. Более точный метод – использование газоонализатора. Прибор точно укажет на наличие газов.
  3. Применить надувные шарики или аналоги (ну вы поняли). Шарик надевается на горловину бачка и крепко привязывается нитками. Заводить двигатель нужно на холодную, пока еще не начала сильно расширятся нагретая ОЖ. Если изделие быстро надувается, значит в систему охлаждения поступают выхлопные газы, это возможно только через прокладку ГБЦ.
  4. Проверьте компрессию в двигателе. Если у автомобиля пробег не сильно большой, то компрессия должна быть в норме, так как цилиндропоршневая группа еще не износилась. А вот если пробита прокладка под ГБЦ, то коммпрессометр покажет показания ниже нормы.

Также можно проверить в районе какого цилиндра пробита прокладка. Для этого нужно через отверстие свечи подать в цилиндр воздух под давлением, при этом крышка бачка должна быть снята.

При пробитой прокладки ГБЦ будут видны пузырьки в бачки и шипение воздуха.

Давление в системе охлаждения проверяется с помощью манометра на 3 атмосферы. Для это нужно сделать тройник и подключить к нему прибор.

Завести автомобиль и наблюдать за показаниями. Показания больше 1.5 атмосфер уже должно насторожить, 2 – не каждый бочек выдержит.

Кипение охлаждающей жидкости

Если закипает тосол (антифриз), то убедитесь:

Почему кипит антифриз и чем это опасно

Если регулярно кипит антифриз, это надо воспринимать как серьёзную поломку — под угрозой мотор! Ситуация возникает из-за различных причин, в том числе и незначительных, но их последствия весьма плачевны.

Как работает система охлаждения

Классический блок охлаждения современного автомобиля работает по принципу циркуляции жидкости. Пока движок остужен, хладагент ходит по малому кругу, затрагивая водяную рубашку, отопитель и термочувствительный элемент. Уровень тосола нормальный.

После нагрева силового агрегата открывается круг большой. Вращение жидкости затрагивает уже основной радиатор. Хладагент расширяется, его избыток стекает в бак. Давление снижается за счёт работы переливного клапана крышки. При 100°© объём жидкости увеличивается до максимума, её излишки сбрасываются — именно в этот момент бурлит антифриз. По мере остывания двигателя хладагент сжимается, давление и кипение спадает. Это нормальный процесс, в ходе которого антифриз естественным образом нагревается и остывает.

Различают несколько видов охлаждающих систем ДВС.

  1. Воздушная. Представляет собой обдув холодными потоками, которые вытесняют горячий воздух из моторного пространства наружу. Такая система бывает естественной и принудительной с вентилятором. Эффективность данного вида, особенно для современных моторов, очень низкая. Поэтому используется только в комбинации с жидкостной.
  2. Жидкостная. Образована система трубчатыми контурами, по которым циркулирует хладагент. Бывает принудительного типа с насосом или термосифонного. В последнем случае циркуляция осуществляется за счёт разности плотностей нагретой и холодной жидкости. Как правило, эти два типа объединяются вместе, что даёт больший коэффициент полезного действия.
  3. Комбинированный. Используется обдув воздухом и система жидкостных контуров.

Схема системы охлаждения двигателя

Стоит отметить, что жидкостное охлаждение бывает открытого и закрытого типа. В первом случае есть сообщение с атмосферой — за это отвечает пароотводная трубка. А вот закрытая система полностью изолирована от окружающей среды. Поэтому и температура кипения здесь — намного выше.

В жидкостных и комбинированных системах основным звеном является радиатор. Он состоит из центральной части или сердцевины, верхнего и нижнего бачков, воздушного клапана и креплений. В зависимости от его типа, сердцевина (рубашка) образуется трубами, пластинами или сотами.

Верхний бачок оборудуется заливной горловиной и герметичной функциональной крышкой — в неё встроен паровой клапан, открывающийся при закипании жидкости. Также предусмотрен шланг для поступления антифриза. Нижний бачок имеет только патрубок, куда соединяется отводящий шланг.

Воздушный клапан нужен для наполнения радиатора воздухом после остановки мотора. После остывания антифриза может возникнуть эффект разрежения, что провоцирует сдавливание трубок. Поэтому инженеры предусмотрели подвод воздуха, заполняющего свободный объём.

Причины закипания антифриза

Когда тосол закипает с одновременным скачком температуры силового агрегата выше 115-120 градусов Цельсия, бейте в набат! В системе точно какое-то из этих повреждений:

  • вышел из строя датчик, регулирующий электровентилятор;
  • поломался термостат — обычно его клапан открывается недостаточно, что не даёт жидкости нормально циркулировать;
  • снизился уровень «охлаждайки», тепло от ГБЦ не отводится — часто вызывается халатностью человека, забывшего своевременно заполнить бачок, или утечкой тосола через повреждённые или ослабленные соединения;
  • засорился основной радиатор;
  • сломался переливной клапан — бурление в этом случае начинается через 5 минут после остановки мотора;
  • попал воздух в систему — это нередко наблюдается после замены жидкости или при ослаблении соединений;
  • повредился электромоторчик принудительной циркуляции — включается при достижении антифризом определённой температуры (80-90°);
  • пробило прокладку ГБЦ — выхлоп отдаёт густым белым дымом;
  • заклинила помпа.

Загрязненный основной радиатор

Ещё одна из причин, почему такое происходит — залит плохой тосол с большим содержанием примесей и воды. Поэтому жидкость начинает булькать в расширительном бачке.

Самостоятельно найти причину перегрева современного двигателя очень сложно. Обычная температура многих моторов превышает 100° Цельсия. Точка кипения заметно повышается — до 120° и даже 125°, в зависимости от качества хладагента.

В чем опасность бурление тосола

Как и говорилось выше, если мотор прогрет до своей рабочей температуры в 90-95° (100-115°), антифриз не вытекает, и нет других признаков перегрева ДВС, ничего опасного в бурлении нет. Однако кипение, не связанное с естественной работой системы охлаждения, это сигнал к срочным действиям. Такая неполадка перегревает мотор. Часто именно от этого разрушаются внутренние детали силового агрегата, коленвал, распредвалы.

Различают лёгкий 10-минутный перегрев, когда поршни двигателя оплавляются незначительно. Двадцать минут бурления уже грозит: искривлением корпуса ГБЦ, появлением трещин на головке, повреждением межкольцевых перегородок и разрушением сальников. Наконец, при более длительном игнорировании проблемы наступает критический момент. Двигатель просто ломается — полностью сгорают поршни и разрушаются все трущиеся элементы, вылетают клапанные гнёзда, разрушаются валы, пробивает стенки блока цилиндров. Поэтому вовремя замечать неполадки в системе охлаждения крайне важно, чтобы предпринимать соответствующие меры.

Кипение охлаждающей жидкости

Если наблюдается кипение «охлаждайки», категорически запрещается — нагружать автомобиль, газовать, тормозить. Также не стоит поливать силовую установку холодной водой, прикасаться к раскалённым деталям и открывать крышку расширительного бачка. А вот, как нужно поступать:

  • выехать на спуск;
  • плавно сбросить скорость, переключившись на нейтральную передачу — движущийся навстречу машине воздух обдует силовой агрегат и охладит его;
  • включить отопление салона на самую высокую температуру, с целью отвода тепла от радиатора;
  • катиться до полной остановки машины, желательно встав под сенью дерева;
  • заглушить мотор, но зажигание оставить пока включённым;
  • после того, как печка поработает ещё 5-10 минут, полностью выключить зажигание.

Далее открыть капот и подождать около 30-40 минут. Вызвать эвакуатор, который доставит машину в СТО или гараж. Если автосервис где-то рядом, звать помощь необязательно. После того, как кипение прекратится — долить в радиатор чистой воды до стандартной отметки. Завести автомобиль, включить печку и доехать до места назначения. Делать 40-минутные остановки при повышении температуры двигателя выше нормы.

Не получится добраться до сервиса без тягача, если вышел из строя водяной насос, повредилась головка и тосол уходит в больших количествах.

Как устранить неисправность

Сначала ощупывается нижняя часть радиатора. Если он в этом месте холодный, на 90 процентов неисправен термостат. А вот сильная утечка антифриза с резким повышением температуры хладагента — укажет, скорее всего, на заклинившую помпу.

Как разрешить некоторые неисправности.

  1. Воздушная пробка устраняется так. Надо скинуть шланг в самой верхней точке системы циркуляции — обычно, это патрубок дроссельной заслонки. Затем добавлять жидкость до тех пор, пока не потечёт из снятого места.
  2. Крышку с трещинами и другими повреждениями желательно сразу заменить новой. Ремонт в данном случае, если и поможет, то ненадолго.
  3. Разрушенную прокладку ГБЦ тоже надо менять незамедлительно. Если масло попадёт в тосол, эта гремучая смесь приведёт к большим проблемам. Например, на дизельном агрегате возможен гидроудар с последующим разрушением камеры сгорания.

Выявить остальные причины неполадок, удастся только после разборки системы и снятия деталей. Проблемы системы охлаждения лучше устранять в автосервисе. Мастера обладают достаточной квалификацией, чтобы суметь быстро найти причину неисправности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector